- лад
- ЛАД -а (-у), предлож. о ла́де, в ладу́; мн. лады́; м.1. Разг. Согласие, мир, дружба.2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что-л. на свой лад (своим способом, по своему образцу, в своей манере).3. Муз. Способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения. Каждая песня имеет свой лад.4. обычно мн.: лады́, -о́в. Поперечные деления на грифе струнных инструментов. Перебирать лады гитары.5. обычно мн.: лады́, -о́в. Клавиши гармоники, баяна, духовых инструментов. Перебирать лады гармони.◊ В лад (с кем-чем). Согласно, стройно; в полном соответствии с чем-л. Не в лад (с кем-чем). Несогласно, нестройно; не в соответствии с чем-л. В ладу́; в лада́х (с кем-чем) (быть, жить и т.п.). Дружно, согласно. Не в ладу́; не в лада́х (с кем-чем) (быть, жить и т.п.). Несогласно, в ссоре. На лад идти (пойти). Идти успешно, слаженно, налаживаться. На все лады́. По-всякому. Склонять на все лады́ кого, что. Часто упоминать, отзываясь недоброжелательно, о ком-, чём-л. Ни складу ни ла́ду. Разг. Никакой связи, никакого толку.◁ Ла́довый, -ая, -ое (4-5 зн.)* * *ладважнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединённых центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (смотри Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; смотри Модальность, Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады, Макам, Мугам, Рага); европейская гармоническая тональность XVII—XIX вв. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке XX в. (в том числе в додекафонии) используются наряду с классическими и обновлёнными древними типами лада. Смотри также Пентатоника, Диатоника, Хроматика.* * *ЛАДЛАД, важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (см. ЗВУКОРЯД) (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые (см. ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ), Устой и неустой (см. УСТОЙ И НЕУСТОЙ)). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; см. Древнегреческие лады (см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), Натуральные лады (см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ), Средневековые лады (см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ), Макам (см. МАКАМ), Рага (см. РАГА)); европейская гармоническая тональность (см. ТОНАЛЬНОСТЬ) 17—19 вв. (мажор (см. МАЖОР) и минор (см. МИНОР (в математике))). Новые высотные структуры в музыке 20 в. (в т. ч. в додекафонии (см. ДОДЕКАФОНИЯ)) используются наряду с классическими и обновленными древними типами лада. См. также Пентатоника (см. ПЕНТАТОНИКА), Диатоника (см. ДИАТОНИКА), Хроматизм (см. ХРОМАТИЗМ).
Энциклопедический словарь. 2009.