Мотив

Мотив
        (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo - двигаю).
        1) Мельчайшая часть мелодии, гармоиич. последования, к-рая обладает смысловой цельностью и может быть узнана среди множества других аналогич. построений. М. представляет и определённую конструктивную единицу. Как правило, М. заключает в себе одну сильную долю и поэтому часто равен одному такту:
Л. Бетховен. Соната для фп. op. 111, часть II.
        В определённых условиях темпа, размера, фактуры муз. произв. возможны и более крупные по протяжённости 2-тактовые мотивы:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 7, часть I.
        В нек-рых случаях М. делится на более мелкие конструктивные ячейки, называемые субмотивами. Субмотив не обладает смысловой цельностью и существует лишь как часть целого:
Ф. Шопен. Соната b-moll для фп., часть I.
        Обычно М. состоит из метрически слабого и сильного времени или, наоборот, сильного и слабого. Встречаются и М., состоящие только из одного, сильного, времени. Их называют усечёнными М.:
Л. Бетховен. Соната для фп. ор. 10 No 1, часть I.
        М. могут объединяться по два и по три в фразы или в бульшие построения. При этом они чётко отделяются друг от друга или сливаются в одно целое. В нек-рых случаях непрерывного, связного мелодич. движения членение на мотивы оказывается невозможным.
        М. или ряд М. (чаще два), с к-рых начинается муз. тема гомофонного произв., образуют её ядро. Дальнейшее развитие внутри темы вызывает к жизни тe или иные изменения начальных М. или новые М. В конце темы звучит завершающий М. Тема лежит в основе формы целого произведения, в к-ром сопоставляется с др. темами и развивается. Тематич. развитие заключается в основном в многократном проведении разд. вариантов одной темы, выделении (вычленении) из неё отдельных М., в столкновении их с мотивами других тем.
        Особенной напряжённости тематич. развитие достигает в разработке сонатной формы. Эта разработка зачастую представляет собой непрерывный поток фраз, М. - "осколков" ранее изложенных тем. При этом М. могут подвергаться разл. трансформациям. Могут изменяться составляющие их интервалы, направление мелодич. движения (восходящее сменяться нисходящим, и наоборот), их гармонич. наполнение; они могут вступать в разл. рода полифонич. соединения. Наиболее устойчивым элементом при этом остаётся ритмич. рисунок - его существ. изменения в нек-рых случаях способны полностью разрушить данный М. и создать по сути дела новый.
        Нек-рые муз. произв. представляют собой непрерывную разработку одного М. В них лишь время от времени возникают новые М., сопровождаемые, однако, звучанием основного или представляющие собой его варианты. Так, муз. развитие в первой части 5-й симфонии Бетховена вытекает из начального четырёхударного мотива:
        Подобного рода неуклонное развитие одного М. широко представлено в творчестве Бетховена и Шумана.
        Первые попытки разработки учения о М. были сделаны во 2-й пол. 18 в. И. Маттезоном, Й. Рипелем и Г. К. Кохом. При этом сам термин "М." ими не применялся. Он ведёт происхождение из Италии, где означал в 18 в. осн. тематич. ядро арии. Важнейший вклад в учение о М. внесли в 19 в. А. Б. Маркс и в особенности X. Риман. В отличие от Р. Вестфаля и Т. Вимайера Риман понимал М. не только как ритмическое образование, но и как единство ритмических, мелодических, гармонических, динамических и тембровых факторов.
        Слабая сторона римановского учения о М. - признание реального существования лишь ямбических (от слабой доли к сильной), но не хореических М. В России учение о М. разрабатывал С. И. Танеев.
        2) В бытовом понимании - мелодия, напев, наигрыш.

Литература: Катуар Г., Музыкальная форма, ч. 1-2, М., 1934-36; Способин И. В., Музыкальная форма, М.-Л., 1947, М., 1962; Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960; Тюлин Ю. Н., Строение музыкальной речи, Л., 1962; Арзаманов Ф., С. И. Танеев - преподаватель курса музыкальных форм, М., 1963; Mазель Л., Цуккерман В., Анализ музыкальных произведений, ч. 1, М., 1967; Mattheson З., Der volkommenc Capellmeister, Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel-Basel, 1954; Marx А. В., Die Lehre von der musikalischen Komposition, Bd 1, Lpz., 1837, 1887; Westphal R., Allgemeine Theorie der musikalischen Rhythmik seit J. S. Bach, Lpz., 1880; Wolf L., Geschichtliche Studien ьber das musikalische Motiv und seine Durchfьhrung, Lpz., 1890 (Diss.); Riemann H., Was ist ein Motiv?, в его кн.: Prдludien und Studien, Bd 1, Heilbronn, 1895; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Wiemayer Th., Musikalische Rhythmik und Metrik, Magdeburg, 1917; Feil A., Satztechnische Fragen in der Kompesitionslehren von Fr. E. Niedt, J. Riepel und H. Chr. Koch, Hdlb, 1955 (Diss.); Jammers E., Takt und Motiv, "AfMw", 1962-1963, Jahrg. 19-20. См. также лит. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Мотив" в других словарях:

  • МОТИВ — Эта статья о программном продукте, об операторе сотовой связи см.: Сотовая Связь МОТИВ. У этого термина существуют и другие значения, см. Мотив. МОТИВ Тип Системы автоматизации документооборота Разработчик Мотив Москва ОС …   Википедия

  • Мотив — (от латинского moveo «двигаю») термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин «М.» начинает применяться для обозначения… …   Литературная энциклопедия

  • мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) …   Большая психологическая энциклопедия

  • МОТИВ — (фр. motif). 1) основная мысль, побудительная причина. 2) в музыке, известная форма сочетания звуков, тема какой либо музыкальной пьесы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОТИВ 1) побуждение, довод;… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Мотив —     МОТИВ (от moveo двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения (так говорят, напр., о «любовных мотивах» лирики Тютчева,… …   Словарь литературных терминов

  • мотив — 1. МОТИВ, а; м. [франц. motif] Побудительная причина, основание, повод к какому л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего л. Изложить свои мотивы. 2.… …   Энциклопедический словарь

  • мотив — а, м. motif m., > нем. Motiv. 1. Основание, причина, повод (к какому л. действию. БАС 1. Поищи движений <фр. ориг. les motifs >, которыя побудили людей обязанных взаимными их нуждами в великом обществе обязать себя наибольше обществами… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • мотив — См. причина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мотив побуждение, повод, причина, основание, стимул, толчок, импульс, довод, объяснение, аргументация, аргумент, мотивация,… …   Словарь синонимов

  • МОТИВ — МОТИВ, мотива, муж. (франц. motif). 1. Побудительная причина, повод к какому нибудь действию (книжн.). По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались? 2. Довод в пользу чего нибудь (книжн.). Привести мотивы в пользу своего… …   Толковый словарь Ушакова

  • МОТИВ — на мотив заходит у кого. Сиб. Кто л. теряет способность здраво рассуждать, действовать. ФСС, 114. Мотив не дозволяет [кому] (не подходит у кого). Сиб. Ирон. Об отсутствии музыкального слуха у кого л. СФС, 107; ФСС, 114. Снять мотив. Прикам.… …   Большой словарь русских поговорок

  • МОТИВ — МОТИВ, в поэтике: 1) простейшая динамическая смысловая единица повествования в мифе и сказке (например, мотив увоза невесты ); в повествовательном тексте (где потенциально каждый глагол может стать мотивом, как каждое существительное образом)… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»