Маццокки

Маццокки
        Мадзокки (Mazzocchi) - семья итал. композиторов. Доменико М. (8 X1 1592, Чивита-Кастеллана - 20 I 1655, Рим). Учился в церк. семинарии, в 1605 посвящён в духовное звание, в 1619 - в сан священника. С 1614 начал в Риме лит. деятельность. Получил степень доктора философии и права. В Риме же изучал музыку (возможно под рук. Дж. Б. Нанино). С 1620 находился на службе у кардинала И. Альдобрандини. Автор оперы "Цепь Адониса" (по поэме "Адонис" Дж. Б. Мартино, 1626, Рим), отличающейся симметрией муз. композиции. М. вводит новые муз. формы: арии, речитатив-секко, инстр. ритурнели. На первом представлении оперы жен. партии исполняли сопранисты, что способствовало утверждению певцов-кастратов в практике рим. т-ров. М. принадлежат сб. 5-голосных мадригалов ("Partitura de madrigali а 5 voci....", 1638), а также "Диалоги и сонеты" ("Dialoghi е sonetti", 1638), "Музыка священная и моральная" ("Musiche sacre e morali a 1-3 voci", 1640), к-рые включают арии, речитативы и хоры (в т.ч. на стихи из поэм Вергилия и Т. Тассо) и др. Доменико М. - выдающийся представитель т.н. римской оперной школы. Вирджилио М. (22 VII 1597, Чивита-Кастеллана -3 X 1646, там же). Брат Доменико М. Музыке учился под его руководством. В 1628 капельмейстер церкви Джезу в "Колледжо романо", с 1629 до конца жизни возглавлял капеллу Джулия в Ватикане (в соборе св. Петра). В 1632-44 был также капельмейстером "Колледжо инглезе". Находясь на службе у Ф. Барберини, Вирджилио М. писал музыку к спектаклям, ставившимся в придв. т-ре кардинала. Приобрела известность опера "Сокол, или Кто страждет, тот надеется" (текст Дж. Роспильози, 1637, спектакль возобновлён в 1639 с муз. добавлениями M. Мараццоли), др. муз.-театр. произведения: "Сан-Бонифачо" (1638), "Защищенная невинность" (1641), "Сан-Эустакио" (1643) и др. Один из видных представителей т.н. римской оперной школы, Вирджилио М. способствовал появлению первых образцов комической оперы. Для его сочинений характерны живость ансамблевых и хоровых массовых сцен, отмеченных гармоническим и ритмическим разнообразием, тщательная отделка арий и дуэтов, Писал также церк. музыку. Был педагогом в созданной им в Ватикане школе пения и композиции. Среди учеников - певец-кастрат, композитор и теоретик музыки Дж. А. Бонтемпи.

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., Л., 1925; Rоллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04; Cardinali A., Cenni biografici di Domenico e Vergilio Mazzocchi, Subiaco, 1926; Rolland R., Histoire de l'opйra en Europe avant Lully et Scarlatti, nouv. йd., P., 1931.

C. M. Грищенко.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Маццокки" в других словарях:

  • Рим —         (Roma) столица Италии, один из древнейших культурных центров Европы. 2,8 млн. жит., с пригородами 3,6 млн. (1973). Истоки муз. культуры восходят к Др. Риму (см. Древнеримская музыка). В обществ., гос. жизни Римской империи музыке… …   Музыкальная энциклопедия

  • Итальянская музыка —         Истоки И. м. восходят к муз. культуре Др. Рима (см. Древнеримская музыка). Музыка играла существ. роль в обществ., гос. жизни Римской империи, в быту разл. слоев населения; богатым и разнообразным был муз. инструментарий. Образцы др.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Римская школа —         назв. творч. направлений, сложившихся в Риме в 16 17 вв.         1) Р. ш. в полифонич. вок. музыке творч. школа, сформировавшаяся во 2 й пол. 16 в. во главе с Палестриной. Его последователями в нач. 17 в. были Дж. М. и Дж. Б. Нанино, Ф. и …   Музыкальная энциклопедия

  • ИСТОРИЯ МУЗЫКИ — Попытки написать очерк всеобщей и. м. были сделаны впервые лишь в 18 м веке; в короткие промежутки времени появились труды: Padre Martini Storia della musica (3 т. 1757, 1770, 1781). Hawkins A generai history of the science and practice of music… …   Музыкальный словарь Римана

  • Итальянская музыка — Италия до известной степени считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней свое первоначальное развитие. Музыка римлян до Р. Хр. сперва находилась под влиянием музыки этрусков. Ей сопровождались драматические… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Messa di voce —         (мeсса ди вуче, итал.) динамич. украшение долго выдерживаемого звука, характерное для итал. вок. стиля бельканто. Наз. также филировкой звука. Заключается в постепенном нарастании силы звучания от тончайшего pianissimo до мощного… …   Музыкальная энциклопедия

  • Мадзокки —         (Mazzocchi) см. Маццокки …   Музыкальная энциклопедия

  • Хоровая музыка —         музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… …   Музыкальная энциклопедия

  • Адонис — (Adonis, Αδωνίς). Красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в анемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в Аду лишь треть года, треть года жить с… …   Энциклопедия мифологии

  • Мадригал — У этого термина существуют и другие значения, см. Мадригал (значения). Мадригал (итал. madrigale, от лат. matricale  песня на родном (материнском) языке[1])  небольшое музыкально поэтическое произведение, обычно любовно… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»