Адонис


Адонис
Адонис
(Adonis, Αδωνίς). Красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в анемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в Аду лишь треть года, треть года жить с Афродитой и остальную треть жить там, где он сам захочет (этот миф, по-видимому, относится к кажущейся смерти природы зимой и к возрождению ее весной).
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
АДОНИС
(Άδωνις, финик. dn «адон», «господь», «владыка»), в греческой мифологии божество финикийско-сирийского происхождения с ярко выраженными растительными функциями, связанными с периодическим умиранием и возрождением природы. Миф об А. в наиболее полном виде представлен у Аполлодора (III 14, 4), Овидия (Met. X 300-524, 708-739) и Антонина Либерала (XXIV). А. - сын феникса и Алфесибеи (варианты: ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Богиня Афродита (Венера), рассердившись на не почитавшую её царскую дочь (будущую мать А.), внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну, не подозревая, что вступает в связь с собственной дочерью, и после этого проклинает её (Ovid. Met. X 300-478). Боги превращают несчастную в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается ребёнок удивительной красоты - А. (X 479-524). Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с А. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив А. часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой (в финик. варианте Астартой), спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит (Apollod. Ill 14, 4; Ovid. Met. X 708- 716). По другой версии (Ptol. Hephaest. I, p. 183, 12 Westerm.), A.- жертва гнева Аполлона (его месть Афродите за ослеплённого ею сына Аполлона Эриманфа) или ревнивого супруга богини Ареса (в финик. варианте Астара) (Serv. Verg. Aen V 72). Афродита горько оплакивает А. и превращает его в цветок, окропив нектаром пролитую кровь (Ovid. Met. X 717- 739). Юношу оплакивают хариты и мойры, из крови его расцветают розы, из слез Афродиты - анемоны.
Культ А. существовал в Финикии, Сирии, Египте, на островах Кипр и Лесбос. Согласно Лукиану (De dea Syr. 6), в Библе было святилище Аф-родиты, где происходили оргии в честь А., сопровождавшиеся священной проституцией, причём первый день был посвящён плачу, а второй - радости по воскресшему А. Рассказывается о реке Адонис, которая ежегодно окрашивается в красный цвет, когда, по преданию, в горах Ливана гибнет А. Однако здесь же скептические рассуждения о красной почве, придающей реке кровавый цвет (Luc. De dea Syr. 8). В 5 в. до н. э. культ А. распространился в материковой Греции. В Аргосе женщины оплакивали А. в особом здании (Paus. II 20, 6). В Афинах во время праздника в честь А. под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших (Plut. Alcib. 18; Nic. 13). Адонии - праздник в честь А. - были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распространились греко-восточные культы Осири са, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставляли небольшие горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью, т. н. «садики А.» - символ мимолётности жизни. В Александрии пышно праздновали священный брак Афродиты и юного А„ а на следующий день с причитанием и плачем статую А. несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти (Theocr. V 96-144). В мифе об А. отразились древние матриархальные и хтонические черты поклонения великому женскому божеству плодородия и зависимому от него гораздо более слабому и даже смертному, возрождавшемуся лишь на время, мужскому коррелату. В мифе и культе А. явственно прослеживается развёрнутая символика вечного круговорота и гармоничного единения жизни и смерти в природе.
Лит.: Frazer J. G„ Adonis, Attis. Osiris, L. - N. Y., 1906; Leipoldt J., Sterbende und auferstehende Götter, Lpz., 1923; Reiner E„ Die rituelle Totenklage der Griechen, Stutt. - В., 1938; Lambrechts P., Over Griekse en oosterse mysteriegodsdiensten: de zgn. Adonieinysteries. Brux., 1954.
А. А. Тахо-Годи.
 
Европейская драматургия обращалась к мифу об А. в 16-17 вв. (пьесы «А. и Венера» Лопе де Вега; «А.» И. Гундулича и др.). Чаще миф находил воплощение в поэзии этого периода (поэмы «Венера и А.» У. Шекспира; «А.» Дж. Марино; «А.» Ж. Лафонтена и др.).
А. - один из самых популярных персонажей античной живописи (помпейские фрески, вазопись) и пластики (рельефы саркофагов, погребальных урн и др.). Европейское искусство обращается к мифу в средневековой книжной миниатюре (иллюстрации к Овидию). С начала 16 в. миф находит воплощение во множестве произведений живописи; наибольшее распространение приобрели сюжеты: «Венера и А.», «Гибель А.», «Венера оплакивает А.». К мифу обращались Джорджоне, Тициан, Тинторетто, ан. Карраччи, Веронезе, Г. Рени, Рубенс, Н. Пуссен и др. В 18-19 вв. миф находит воплощение главным образом в пластике («Венера и А.» А. Кановы; «А.» Б. Торвальдсена; «Умирающий А.» О. Родена и др.).
В европейском музыкально-драматическом искусстве миф об А. лёг в основу либретто многих опер 17- 18 вв. (наиболее значительны - «Цепь А.» Д. Маццокки; «А.» К. Монтеверди; «А.» Р. Камбера; «А. на Кипре» Дж. Легренци; «Влюблённый А.» Р. Кайзера и др.).

(Источник: «Мифы народов мира».)
Адонис
— юноша, cын Феникса и Алфесибеи (либо ассирийского царя Тианта и его дочери Смирны или царя Кипра Киниры и его дочери Мирры), возлюбленный Афродиты. Юноша, равным которому по красоте не было никого ни среди смертных, ни среди богов-олимпийцев. См. о нем более подробно.
// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Пробуждение бога // Н.А. Кун: АДОНИС
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)
АДОНИС
Но богиня любви, так покаравшая Нарцисса, знала и сама муки любви, и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса (1). Она любила сына царя Кипра, Адониса. Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев. Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Киферу. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Все время проводила она с юным Адонисом. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте. Под палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоту на грозных львов и кабанов. У Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, медведей и кабанов, чтобы не случилось с ним несчастья. Редка покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы.
Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса во время охоты напали на след громадного кабана. Они подняли зверя и с яростным лаем погнали его. Адонис радовался такой богатой добыче; он не предчувствовал, что это его последняя охота. Все ближе лай собак, вот уже мелькнул громадный кабан среди кустов. Адонис уже готовится пронзить разъяренного кабана своим копьем, как вдруг кинулся на него кабан и своими громадными клыками смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны.
Когда Афродита узнала о смерти Адониса, то, полная невыразимого горя, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого юноши. По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита. Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини. Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Наконец, нашла Афродита тело Адониса. Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону. А там, где падали из израненных ног богини капли крови, всюду выросли пышные розы, алые, как кровь Афродиты. Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год Адониса на землю из печального царства теней умерших. С тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида, а полгода живет на земле с богиней Афродитой. Вся природа ликует, когда возвращается на землю к ярким лучам солнца юный, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис.
Эрот
Прекрасная Афродита царит над миром. У нее, как у Зевса-громовержца, есть посланник: через него выполняет она свою волю. Этот посланник Афродиты — сын ее Эрот, веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Эрот носится на своих блестящих золотых крыльях над землями и морями, быстрый и легкий, как дуновение ветерка. В руках его — маленький золотой лук, за плечами — колчан со стрелами. Никто не защищен от этих золотых стрел. Без промаха попадает в цель Эрот; он как стрелок не уступает самому стреловержцу златокудрому Аполлону. Когда попадает в цель Эрот, глаза его светятся радостью, он с торжеством высоко закидывает свою курчавую головку и громко смеется. .
Стрелы Эрота несут собой радость и счастье, но часто несут они страдания, муки любви и даже гибель. Самому златокудрому Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы.
Зевс знал, как много горя и зла принесет с собой в мир сын златой Афродиты. Он хотел, чтобы умертвили его еще при рождении. Но разве могла допустить это мать! Она скрыла Эрота в непроходимом лесу, и там, в лесных дебрях, вскормили малютку Эрота молоком своим две свирепые львицы. Вырос Эрот, и вот носится он по всему миру, юный, прекрасный, и сеет своими стрелами в мире то счастье, то горе, то добро, то зло.
Гименей
Есть еще один помощник и спутник у Афродиты — это юный бог брака Гименей. Он летит на своих белоснежных крыльях впереди свадебных шествий. Ярко горит пламя его брачного факела. Хоры девушек призывают во время свадьбы Гименея, моля его благословить брак молодых и послать радость в их жизни.
(1) Миф об Адонисе и Афродите заимствован греками у финикиян. Имя Адонис не греческое, а финикийское и значит "господин". Финикияне же заимствовали этот миф у вавилонян, у который был миф о богине любви Иштарь и прекрасном Таммузе, умирающем и каждую весну воскресающем боге.
(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)
Венера и Адонис.

Венера и Адонис.


Венера и Адонис.
Скульптурная группа А. Кановы.
Мрамор.
1789—94.
Женева.
Вилла Ла Гранд.

Смерть Адониса.

Смерть Адониса.


Смерть Адониса.
Скульптура Дж. Маццуолы.
Мрамор.
Ленинград.
Эрмитаж.

Венера и Адонис.

Венера и Адонис.


Венера и Адонис.
Картина Тициана.
1553.
Мадрид.
Прадо.

Венера и Адонис.

Венера и Адонис.


Венера и Адонис.
Картина П. П. Рубенса.
Около 1614.
Ленинград.
Эрмитаж.

Якоб Адрианс Бакер.    Венера и Адонис.    Около 1650 г.


Якоб Адрианс Бакер. Венера и Адонис. Около 1650 г.

Корнелис Холштейн.     Венера и Амур оплакивают смерть Адониса.    Около 1655 г.


Корнелис Холштейн. Венера и Амур оплакивают смерть Адониса. Около 1655 г.

Тициан Вечеллио.  Венера и Адонис.    1553 г.


Тициан Вечеллио. Венера и Адонис. 1553 г.

Петер Пауль Рубенс  Венера и Адонис.    Первая половина 17 в.


Петер Пауль Рубенс Венера и Адонис. Первая половина 17 в.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Адонис" в других словарях:

  • Адонис — а, муж. Заимств.Отч.: Адонисович, Адонисовна.Происхождение: (В античной мифологии: Адонис финикийское божество природы, олицетворение умирающей и воскресающей растительности. От др. евр. ’adon господин, владыка.) Словарь личных имён. Адонис греч …   Словарь личных имен

  • Адонис — В греческой мифологии Адонис – прекрасный юноша, возлюбленный богини Афродиты (Киприды). Имя его употребляется как синоним красивого молодого человека. Любимец ветренных Лаис, Прелестный баловень Киприды, Умей сносить, мой Адонис, Ее минутные… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • АДОНИС — (греч. Adonis). 1) в мифологии: сын кипрского царя Кинира и его дочери Мирры, молодой охотник, любимец Венеры, которая не будучи однажды в состоянии вовремя помочь ему в борьбе с огромным вепрем, спрятала его тело и превратила его потом в цветок… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • адонис — и Адонис. в знач. «красивый молодой человек» (в древнегреческой мифологии бог плодородия) адонис и Адонис. В знач. «травянистое растение; настой для лечения сердечно сосудистых заболеваний» адонис и устарелое адонис …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Адонис — и Адонис. в знач. «красивый молодой человек» (в древнегреческой мифологии бог плодородия) адонис и Адонис. В знач. «травянистое растение; настой для лечения сердечно сосудистых заболеваний» адонис и устарелое адонис …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Адонис — Адонис. П.П. Рубенс. Венера и Адонис . Ок. 1614. Эрмитаж. АДОНИС (финикийское “господь”, “владыка”), умирающий и воскресающий бог плодородия в финикийской мифологии. С 5 в. до нашей эры культ Адониса распространился в Греции, позднее в Риме.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • адонис — См …   Словарь синонимов

  • Адонис — (Ужгород,Украина) Категория отеля: Адрес: Село Баранынци, Улица Славянская, 17 (Энергетиков …   Каталог отелей

  • АДОНИС — род одно или многолетних трав семейства лютиковых. Св. 20 видов, в умеренном поясе Евразии и в Сев. Африке; растут по сухим открытым местам. Адонис весенний (горицвет) содержит сердечные гликозиды и используется в медицине. Многие виды ядовиты …   Большой Энциклопедический словарь

  • Адонис — (господь, владыка) в мифах древних греков божество, связанное с периодическим умиранием и возрождением природы. Адонис родился из треснувшего ствола мирового дерева. Ребёнка удивительной красоты богиня Афродита передала в ларце на воспитание… …   Исторический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.