Курт Э.

Курт Э.
        (Kurth) Эрнст (1 VI 1886, Вена - 2 VIII 1946, Берн) - швейц. музыковед-теоретик. Учился в Вене у Р. Гунда (муз. теория, фп.) и Г. Адлера (музыковедение). В 1908 защитил диссертацию "Стиль опер-сериа Глюка до ?Орфея?", за к-рую получил степень доктора философии. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 - в Берне (с 1920 профессор музыковедения ун-та) Муз.-эстетич. взгляды К. сложились под влиянием идеалистич. философских учений А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. К. рассматривал музыку не как своеобразную форму художеств. отражения действительности, но как "психические напряжения", лишь "проецирующиеся" на материю, на "временную и пространственную сторону явления". В соответствии с учением Шопенгауэра он полагал, что эти "психические напряжения" не вторичны по отношению к силам физич. и органич. природы, но, как и они, представляют объективизацию некоей первичной силы - воли. Из философии Гартмана К. заимствовал понятие бессознательного; он утверждал, что "все в музыке возникает из тоски по бессознательному". К. постоянно оперирует также понятиями "сила" и "энергия", трактуя их, однако, вне соответствующего материального субстрата. Этим определяется противоречивость муз.-эстетич. взглядов К. Несмотря на эту противоречивость, труды К, базирующиеся на тщательном исследовании огромного муз. материала, представляют большую науч. ценность и принадлежат к числу крупных достижений зап. музыковедения 1-й трети 20 в. Существ. вклад К. внес в изучение мелодия, линии, её динамики. К. считал, что закономерности развития линии ярче всего проявились в стиле И. С. Баха, в музыке к-рого свободное и широкое дыхание мелодии не подчинено расчленяющему действию гармонич. кадансов и метроритмич. группировки, как в соч. венских классиков. Эти взгляды выражены К. в его капитальном труде "Основы линеарного контрапункта" (1917), имеющем подзаголовок "Мелодическая полифония Баха". Одно из ведущих понятий, выдвинутых в этой выдающейся по аналитич. мастерству работе, - понятие мнимой полифонии, возникающей внутри одноголосной линии и во многом определяющей ее логику (в сов. музыковедении чаще применяется равнозначный термин "скрытая полифония"). Если мелодию К. уподобляет "кинетической энергии", то гармонию - "потенциальной", т.к. по К. выразительная сущность аккордов обусловливается тяготениями тонов, их стремлением к движению. Гармонич концепция К. раскрылась наиболее полно в капитальном исследовании - "Романтическая гармония и ее кризис в ?Тристане? Вагнера". В нём К. прослеживает важнейшие линии эволюции гармонич. яз. и мышления в зап. музыке 19 в. и при этом блестяще анализирует (вопреки своим идеалистам, и абстрактным общим установкам) конкретную муз. выразительность мн. эпизодов из произв. Р. Вагнера и др. композиторов; осн. мысль книги: одновременное усиление экспрессивной (выразительной) и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в "Тристане" Вагнера критич. точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям - экспрессионизму и импрессионизму. К. резко критикует статич., метафизич. представления о муз. форме. Его воззрения в этой области наиболее последовательно изложены в 2-томной монографии об А. Брукнере, 2-й том к-рой содержит анализ всех его симфоний с новой (по сравнению с концепциями предшествующих теоретиков), "динамич.", точки зрения. В "Музыкальной психологии" К. стремится к психологич. обоснованию своих эстетич. взглядов и в то же время выдвигает ряд важных положений, касающихся восприятия музыки, в т.ч. вызываемых музыкой пространственных ассоциаций. По своему процессуально-динамич. подходу к явлениям муз.-теоретич. концепция К., содержащая элементы стихийной диалектики, родственна концепции Б. В. Асафьева, хотя и не поднимается до лежащих в её основе тезисов о социальной обусловленности муз. иск-ва и об интонационной природе музыки, определяющей её материальный субстрат.

Сочинения: Der Stil der Opera seria von Gluck bis zum "Orfeo", "Studien zur Musikwissenschaft", 1913, (Jahrg. 1); Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme, Bern, 1913; Grundlagen des linearen Kontrapunkts. Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. - Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, с предисл. и под ред. Б. В. Асафьева, М., 1931); Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920, В., 1923, Nachdruck, Hildesheim, 1968 (рус. пер. под ред., с предисл. и коммент. М. Этингера, М., 1975); Bruckner, Bd 1-2, В., 1925; Musikpsychologie, В., 1931, Bern, 1947; Kritische Bemerkungen zum V. Kapitel der "Ars cantus mensurabilis" des Franko von Kцln, в сб.: Kirchenmusikalisches Jahrbuch, Jahrg. 21, Regensburg, u. a., 1908; Zur Motivbildung Bachs, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 14, В., 1917.

Литература: Mазель Л., Концепция Э. Курта, в кн.: Maзeль Л., Рыжкин И., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, M.-Л., 1939; Maркус С. A., История музыкальной эстетики, т. 2, М., 1968, гл. 10; Bьcken В., Kurth als Musiktheoretiker, "Melos", 1924-25, Jahrg. 4, H. 7 - 8, S. 358-64; Eimert H., Bekenntnis und Methode, "ZfMw", 1926-27, Jahrg. 9, S. 99; Schuh W., Ernst Kurth zum 60. Geburtstag, "SMZ", 1946, (Jahrg. 86), No 7; Fischer K. von, In memoriam Ernst Kurth, в сб.: Musik-Almanach, Mьnch., (1948).

Л. А. Мозель.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Курт Э." в других словарях:

  • куртёха — (Е) …   Словарь употребления буквы Ё

  • Курт — может означать: Курт (имя) (Kurt)  мужское имя. Известные носители: Курт Воннегут, Курт Кобейн, Курт Вайль, Курт Георг Кизингер. Происходит от уменьшительной формы таких имён как Кёртис и Конрад. Курт (блюдо) (узб. qurt)  блюдо,… …   Википедия

  • Курт —         Курт (узбекск.), курут (тадж.), корт (татарск.), ак гурт (туркм.). Способ приготовления курта прост.         Сузьму (1 кг), соль (1 ст. ложка), красный молотый перец (1 ч. ложка) размешивают в однородную массу, формуют из нее шарики… …   Большая энциклопедия кулинарного искусства

  • КУРТ — Волк. В южно тюркском (огузская группа) языке слово курт КУРТ корт до сих пор употребляется в значении волк . Сохранилось в фамилии Куртов. Синонимы: Бури, Кашкар, Чан. Антрополексема. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь… …   Словарь личных имен

  • Курт Вёсс — (нем. Kurt Wöss; 2 мая 1914, Линц 4 декабря 1987, Дрезден) австрийский дирижёр. Учился в Венской академии музыки у Эгона Йозефа Веллеса, Роберта Лаха, Альфреда Орела и Роберта Марии Хааса (унаследовав от последнего пристальное внимание к… …   Википедия

  • куртёха — сущ., кол во синонимов: 1 • куртеха (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • КУРТ — Каменск Уральский радиотехнический техникум г. Каменск Уральский образование и наука, Свердловская обл., связь, техн …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • курт. — курт. куртка Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Курт Э. — КУРТ (Kurth) Эрнст (1886–1946), швейц. музыковед. Фундам. тр.: Основы линеарного контрапункта (1917, рус. пер. 1931), Романтическая гармония и её кризис в Тристане Вагнера (1920, рус. пер. 1975). Книги о творчестве И. С. Баха, А. Брукнера, Р …   Биографический словарь

  • Курт — Тип блюда: Категория: Продукты: Рецепт приготовления …   Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Курт Г. — Годфруа Курт (фр. Godefroid Kurth; 1847 ) бельгийский историк. Его важнейшие труды: «Les origines de la ville de Liège» (Люттих, 1882); «Les origines de la civilisation moderne» (4 изд., П., 1898); «Histoire poétique des Mérovingiens» (П., 1893); …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»