- Кантор
-
КБНТОР (от лат. cantor - певец; нем. Kantor), Первоначально К. называли церк. певчих, принимавших участие в католич. богослужении. Позднее стали различать К. per usum - певчих, не имевших теоретич. подготовки и певших "по обычаю", т. е. на слух, и К. per artem - "искусных" певцов, знакомых с муз. теорией, с правилами певческого иск-ва. Последние нередко занимали должности певцов соборных и придворных капелл, были учителями пения в соборных, монастырских и гор. школах. Новый тип К. сложился в протестантских лат. школах 16 в. К. здесь должны были обучать учеников пению и всем предметам и руководить их пением в церк. хоре. Постепенно К. были избавлены от преподавания немуз. предметов, зато их муз. обязанности возросли. Помимо занятий в школе и дирижирования в церкви, к-рая стала привлекать и городских музыкантов-инструменталистов, им было вменено в обязанность создание муз. произведений (мотетов, кантат и т. п.) для праздничных и воскресных церк. служб, а также к разл. гор. торжествам. В больших муз. центрах на одного из К. возлагалась ответственность за музыку во всех церквах. Т. о., К. нередко становились руководителями всей муз. жизни города. В то же время им приходилось вместе со своими учениками выступать на свадьбах, семейных торжествах и погребениях зажиточных горожан, поскольку оплата их офиц. деятельности, как правило, бывала нищенской. Так вынужден был поступать и И. С. Бах, с 1723 до конца жизни (1750) состоявший К. Томаскирхе в Лейпциге.
К кон. 18 в. в связи с изменением форм обществ. музицирования значение К., как главы муз. жизни города, сходит на нет.
Во франц. певческих школах и церквах близкие к функциям К. обязанности выполнял "маэстро капеллы" (Maоtre de chapelle). В рус. церк. пении хором руководит регент, иногда его замещает головщик. В евр. синагоге К. - главный певец, тогда как руководитель хора называется хазаном.
Литература: Vollhardt E. R., Geschichte der Cantoren und Organisten von den Stдdten im Kцnigreich Sachsen, В., 1899; Friedmann A., Lebensbilder berьhmter Kantoren, Bd 1, В., 1918; Werner A., Vier Jahrhunderte im Dienste der Kirchenmusik, Lpz., 1933; Rietzsch G., Bildung und Aufgaben der Kantoren im Mittelalter und Frьhprotestantismus, "Die Musikpflege", IV, 1933/34, S. 221-35; Luther W. M., Die gesellschaftliche und wirtschaftliche Stellung der protestantischen Kantoren, "Musik und Kirche", XIX, H. 2, 1949, S. 33-40; Kriсkeberg D., Das protestantische Kantorat im 17. Jahrhundert, В., 1965; Nuechterlein H.E., The sixteenth-century schulkantorei and its participation in the Lutheran service, Ann-Arbor, 1969 (Univ. of Michigan diss.). И. Г. Лицвенко.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.