Двоезнаменник


Двоезнаменник
        двознаменник, двузнаменник, - особый вид древнерусских муз. рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных системах - знаменной и пятилинейной. Существовали Д. двух родов: уч. пособия типа "Азбук" (см. Азбука музыкальная) и певческие сборники, содержавшие традиционные циклы культовых песнопений (Ирмологии, Октоихи, Праздники и т.д.). Д. появились в последней четв. 17 в., когда осуществлялся переход от знаменного письма к пятилинейной нотации, и служили гл. обр. для того, чтобы облегчить певцам овладение новой системой муз. письменности. Они давали также возможность совм. исполнения певцами, каждый из к-рых знал только одну из этих систем. Термин "Д." иногда применяется и по отношению к рукописям, в к-рых одни и те же песнопения даны в знаменной и демественной нотации. Как редкое явление встречаются трезнаменники с параллельным изложением в знаменной, демественной и пятилинейной нотации.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Двоезнаменник" в других словарях:

  • двоезнаменник — двоезн аменник, а …   Русский орфографический словарь

  • двоезнаменник — (2 м); мн. двоезна/менники, Р. двоезна/менников …   Орфографический словарь русского языка

  • двоезнаменник — дв/о/е/знам/ен/ник/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Азбука музыкальная —         др. русские теоретич. пособия (название азбука стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2 3 стр. in quarto. Первые А. м. ограничивались перечнем певческих… …   Музыкальная энциклопедия

  • Истинноречие —         в рус. церк. пении произношение слов так, как они слышатся в речи. Антипод И. разделноречие, когда при пении в тексте вставляются гласные, отсутствующие в речи. Напр., фраза умом своим просветився в раздельноречном пении произносилась как …   Музыкальная энциклопедия

  • Палеография музыкальная —         (от греч. palaios старинный, древний и grapo пишу) область исторического музыкознания, специальная муз. историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также… …   Музыкальная энциклопедия

  • Тихон Макарьевский —         Макариевский (г. рожд. неизв., вероятно, Н. Новгород по уточн. данным, 30 IV (11 V) 1707, Москва) рус. муз. теоретик, историк, поэт и церк. деятель. Постриженик, а в 1675 (по др. данным, с сер. 1674) 1677 архимандрит Троицкого… …   Музыкальная энциклопедия

  • Фита —         (T) 8 я буква греч. алфавита, применявшаяся как муз. знак в ранневизантийской нотации. Известны 3 способа её начертания: (thematismos eso), (thematismos ехо) и (thema haploun). Первое указывало ход голоса на 2 ступени вниз, второе на 3… …   Музыкальная энциклопедия

  • Знаменное пение — Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.