Истинноречие

Истинноречие
        в рус. церк. пении произношение слов так, как они слышатся в речи. Антипод И. - разделноречие, когда при пении в тексте вставляются гласные, отсутствующие в речи. Напр., фраза "умом своим просветився" в раздельноречном пении произносилась как "умоме своиме просветивося". В истории рус. церк. пения существовали периоды:
        1) старого И. - с 11 в. до сер. 14 в. (по В. М. Металлову) или до конца 14 в. (по Д. В. Разумовскому);
        2) раздельноречия - с сер. или конца 14 в. до сер. 17 в.;
        3) нового И. - с сер. 17 в. Нек-рые старообрядческие общины сохраняли раздельноречие.
        Певч. рукописи периода старого И. содержат муз. знаки не только над гласными, но и над согласными с твёрдым и мягким знаками. Представить произношение этих фонем и установить связь текста с напевами невозможно, т. к. записи этого периода не поддаются расшифровке.
        Внесение в текст несуществующих в речи гласных затрудняло понимание смысла исполняемого текста, например:
Рукопись начала 17 в. Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, фонд 304, No 428, лист 99 (оборот). Расшифровка опубликована в "Памятниках древней письменности и искусства" (СПБ, 1868).
        В 1652 был опубликован царский указ, к-рым предписывалось введение во всех церквах гос-ва истинноречного пения. В связи с этим была создана спец. комиссия, к-рой поручалось исправление всех певческих книг "на речь". Исправление текста вызывало необходимость корректуры муз. записи, изложенной знаменной нотацией. Вспыхнувшая в 1654 эпидемия чумы помешала выполнению этого мероприятия. После Моск. собора 1666-67, подтвердившего обязательность истинноречного пения, в 1668 была вновь учреждена комиссия во главе с теоретиком знаменного пения Александром Мезенцем, к-рая должна была завершить исправление певч. книг. Раздельноречие и аненайки в 60-70-х гг. 17 в. подверг критике И. Т. Коренев в своём трактате, вошедшем в "Музыкальную грамматику" Н. П. Дилецкого. К этому времени уже распространилась пятилинейная нотация, не передававшая всех тонкостей ритмики знаменных попевок, но делавшая запись мелодии более наглядной и предоставлявшая широкие возможности для сочинения много-гол., партесных произв. В певч. кругах стали "переводить" исправленные комиссией книги на пятилинейную нотацию, иногда с сохранением знаменной (см. Двоезнаменник). Эти "переводы", как и сами выполненные комиссией исправления, не всегда были безупречными: порой на безударный слог приходился более пространный мотив, чем на соседний с ним ударный. Эти недочёты были устранены в синодальных изданиях 1772. Напр., у Мезенца:
Из книги С. Смоленского "Азбука знаменного пения" (табл. XIV, No 83).
        В ирмологии изд. 1772 (лист 381):
        В двоезнаменнике конца 17-нач. 18 вв. (Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина, Q 1, No 188, лист 24 оборот):
        В октоихе изд. 1772 (лист 42 оборот):

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; его же, К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII веке, "Богословский вестник", 1912, июнь; Смоленский С. В., Мусикийская грамматика. Николая Дилецкого, (СПБ), 1910, с. 37-38, 49; Преображенский А. В., Культовая музыка в России, Л., 1924; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, (т.) 1, вып. 1, М.-Л., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Истинноречие" в других словарях:

  • истинноречие — истинноречие …   Орфографический словарь-справочник

  • Истинноречие — (церк. муз.) старое и новое. Эпоха старого И. от XI до XIV в. Пение одноголосное; нотация состояла из безлинейных знаков, называвшихся знаменами, а позднее крюками. Музык. знаки не вполне точно определяли высоту и длительность нот. Нотная запись… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ИСТИННОРЕЧИЕ — См. Хомовое пение …   Музыкальный словарь Римана

  • Церковная музыка —         (нем. Kirchenmusik, итал. musica sacra, musica da chiesa, франц. musique d eglise, musique sacrйe, англ. church music) музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия… …   Музыкальная энциклопедия

  • ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ — древнерус. церковные певцы, из к рых состоял хор московского вел. князя, затем царя. Этот хор и хор митрополичьих (затем патриарших) певчих дьяков и подьяков были главными хорами Российского гос ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни …   Православная энциклопедия

  • Россия. Искусство: Музыка — Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Мезенец А. —         (в миру Стремоухов) Александр (гг. рожд. и смерти неизв., указываемая обычно дата смерти 30 I 1676 ошибочна, т.к. существует собственноручная запись М., относящаяся к июню 1677) рус. муз. теоретик сер. 17 в., знаток церк. пения (дидаскал) …   Музыкальная энциклопедия

  • Раздельноречие —         хомония, произнесение слов с включением между согласными и после заключит. согласной отсутствующих в данных словах гласных, напр. вместо видевше видевоше , вместо грехом грехомо (отсюда возникло второе название Р. хомония) R. появилось в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Русская музыка —         Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Хомовое пение —         рус. церк. пение, в к ром применяется раздельноречие, или хомония, произнесение слов с введением между согласными и после заключит. согласной дополнительных гласных. Получило распространение с кон. 15 в. Существуют разл. точки зрения на… …   Музыкальная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»