- Гамбург
-
(Hamburg) - крупный экономич., политич. и культурный центр Германии (ФРГ). 1,8 млн. жит. (1970). Вплоть до 18 в. на муз. культуру Г. оказывала большое влияние церковь. Начиная с 13 в. в монастырях велись занятия музыкой. К сер. 17 в. церк. музыка достигла высокого уровня развития, в особенности благодаря деятельности кантора Т. Зелле; его "Страсти по Иоанну" - одно из первых произв. гамбургских композиторов в ораториальном стиле. В это время Г. становится центром северонем. торговли и политически независимым городом. Городские шпильманы объединяются в цехи. Гамбургские музыканты приобщаются к достижениям нидерландской и венецианской школ. В 17 в. в бюргерских празднествах принимали участие преим. ансамбли струн. инструментов. Тогда же Г. становится одним из центров северонем. органного иск-ва. В числе органистов были И. и Я. Преториусы, Г. Шейдеман (ученики Я. П. Свелинка). Игра гамбургского органиста И. Рейнкена оказала известное воздействие на молодого И. С. Баха. Органист М. Векман организовал Collegium musicum - объединение любителей и профессионалов, для исполнения камерной и оркестровой музыки, к-рое с 1660 стало давать еженедельные концерты. В 1678 в Г. был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный т-р, где ставились произв. И. Тейле, Н. Штрунка, И. Куссера, Р. Кайзера, И. Маттезона, Г. Генделя, Г. Телемана. В 1721-61 муз. жизнь Г. возглавлял Телеман, написавший для публичных концертов более 30 ораторий. В 1761 на Валентиновом поле был построен первый конц. зал. В 1767 должность гор. директора музыки занял Ф. Э. Бах, к-рый с 1776 ввёл исполнение конц. программ, целиком поcв. симф. музыке. Однако к этому времени в культурной жизни города, вследствие прусских войн, наметился упадок.
К нач. 19 в. ослабление экономич. положения Г. лишило его политич. самостоятельности. В результате руководства муз. жизнью частными объединениями значительно понизился её уровень. С появлением пароходства и железных дорог настал новый период расцвета Г., продолжавшийся вплоть до 20 в. С 1827 оперы ставятся в новом театр. здании. В 1838 было создано Северонемецкое объединение муз. празднеств, организовавшее регулярные концерты и исполнение ораторий с привлечением широкого круга участников; в 1829 - Филармонич. конц. об-во. В муз. жизни города как пианист принимал участие в свои юные годы И. Брамс, уроженец Г. В кон. 19 в. в качестве дирижёров в Г. выступали X. фон Бюлов, Р. Штраус, Г. Малер, Ф. Мотль, Г. Леви. Оперы ставились к этому времени на сцене двух т-ров (Городского и "Талия"). Оперный антрепренёр Б. Поль широко пропагандировал творчество Р. Вагнера. В 1895 на основе Союза гамбургских любителей музыки создаётся постоянный симф. оркестр, проводивший концерты для широкой публики. В 1934, объединившись с оркестром гор. т-ра, он получил название Филармония, гос. оркестра. Его виднейшие руководители - Э. Йохум и X. Шмидт-Иссерштедт. Установление фаш. диктатуры (1933-45) губительно отразилось на нем. культуре, в т.ч. музыкальной. Резко сократились масштабы конц. и муз.-театр. жизни. В Г. работают Государственная опера (новое здание построено в 1955), Филармонический государственный оркестр, оркестр Северо-зап. нем. радио, Гос. высшая муз. школа (1950), Муз. студия им. Чайковского (1952). При Гамбургском ун-те до 1949 наряду с Научным муз. ин-том существовал Ин-т сравнительного музыковедения.
Литература: Давыдова К., Студия им. Чайковского, "СМ", 1962, No 12; Sittard J., Geschichte des Musik- und Concertwesens in Hamburg vom 14. Jahrhundert bis auf die Gegenwart. Altona-Lpz., 1890; Hohne W., Hundert Jahre Musiker-Organisation in Hamburg, Hamb., 1931; Wolff H., Die Barockoper in Hamburg, Bd 1-2, Wolfenbьttel, 1957. X. Зеегер.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.