Галантный стиль

Галантный стиль
        (от франц. galant - учтивый, вежливый, изысканный) - стиль европ. музыки начала и сер. 18 в. Наз. также стилем рококо (франц. rococo) по аналогии с соотв. стилем изобразит. иск-ва. Термин "галантный" первоначально служил для обозначения салонно-аристократич поэзии, тяготеющей к малым формам и выдержанной в игриво-эротич. тонах. К музыке термин впервые применен, по-видимому, И. Г. Вальтером ("Praecepta", 1708, II, 10). Г. с. сформировался как антипод к "ученому" полифонич. стилю эпохи барокко. Идеологи Г. с считали, что судьей при оценке муз. произведения должно быть ухо любителя, ищущего в музыке наслаждения. Художеств. идеалами стали ясность, доступность, изящество, приятность. Музыка рассматривалась как подобие выразительной и вместе с тем утончённой речи, занимательной светской беседы. Характерно название пьес франц. композитора Г. Гийме: "Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью" ("Six sonates en quatuors, ou Conversations gбlantes et amusantes entre une flыte traversiиre, un violon, une basse de violon et un violoncelle", 1743). Полифония уступила место гомофонии; напевная мелодия развёртывалась на фоне скупого и прозрачного гармонич. сопровождения. Мелодии обильно уснащались орнаментальными украшениями - мелизмами, как бы перекликаясь с богатой изукрашенностью деталей в архитектуре и декоративном иск-ве того времени. Ранее в каждой пьесе композиторы выражали один аффект (см. Аффектов теория). Теперь, стремясь к "приятному разнообразию", композиторы наполняли свои произведения контрастами, в т.ч. и динамическими. Из муз. жанров предпочтение оказывалось инстр. миниатюре разл. рода - портретно- изобразительной, пасторальной, танцевальной. Исключит. значение для формирования Г. с. имели франц. лютневая и в особенности клавесинная музыка (Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо создали образцы клавесинной миниатюры Г. с.), итал. клавесинная музыка ("упражнения", или сонаты, Д. Скарлатти и др.). В то же время Г. с. проявился и в др. жанрах муз. иск-ва: в салонной песне-романсе, в опере, балете, порой превращавшихся в сюиты-дивертисменты. Таковы оперы-балеты "Венецианские празднества" ("Le carnaval de Venise", 1699) A. Кампра, "Галантная Индия" ("Les Indes galantes", 1735) Рамо. В числе первого поколения представителей Г. с. - Р. Кайзер и Г. Ф. Телеман (Германия).
        В творчестве представителей второго поколения Г. с. Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини, Б. Галуппи (Италия), И. Г. Грауна, Ф. Э. Баха и др. (Германия) выступают новые черты - стремление к особой выразительной насыщенности музыки, к нежности, элегантности музыкальных образов. В мелодике важнейшее значение приобретают интонации вздоха, в гармонии используются сопоставления мажора и минора, более развитые отклонения и модуляции. Г. с. перерастает в новый, "чувствительный" стиль.
        В процессе развития "чувствительного" стиля выкристаллизовались новые муз.-эстетич. идеалы - естественность, правдивость, единство аффекта, одушевлённость и напевность мелодии, умение музыкой затрагивать человеческие сердца. Деятельность младших представителей Г. с. и "чувствительного" стиля - сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы и венской предклассич. школы - непосредственно вела к формированию венской классической школы. Термин "Г. с." не получил всеобщего признания; многие исследователи, в частности советские, применяют вместо него понятия предклассического или ранне- классического стиля.

Литература: Bьcken E., Der galante Stil, "ZfMw", VI, 1923/24; его же, Musik des Rokokos und der Klassik, Wildpark - Potsdam, 1928 (Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bьcken, Lfg 1, 3, 5, 7-9, 11, 15), рус. пер. - М., 1934; Dahms W., The "galant" style of music, "MQ", XI, 1925; Gradenwitz P., Mid-18th century transformations of style, "ML", XVIII, 1937; Hoffmann-Erbrecht L., Der "galante Stil" in der Musik des 18. Jahrhunderts, "StMw", XXV, 1962.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Галантный стиль" в других словарях:

  • ГАЛАНТНЫЙ СТИЛЬ — обыкновенно так назывался в 18 м веке новый, не связанный с определенным числом голосов, фп ный стиль (рококо). Стиль этот образовался непосредственно из лютневого; он появился сначала во Франции (д Англебер, Куперен, Рамо), затем усвоен был Ф. Э …   Музыкальный словарь Римана

  • Галантный век — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Немецкая музыка —         Корни Н. м. уходят в глубокую древность. Данные археологич. исследований свидетельствуют о существовании у др. герм. племён различного рода дух. инструментов (луров), изготовление к рых относится к бронзовому веку. Лит. и историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка —         (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Музыкальная энциклопедия

  • Барокко —         (итал. bаrоссо, букв. причудливый, вычурный, странный) художеств. стиль, господствовавший в изобразит. иск ве и архитектуре конца 16 1 й пол. 18 вв. Вопрос о Б. в музыке начал дискутироваться в конце 1910 х гг. (преимущественно в нем.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Рококо —         (франц. rococo, также rocaille рокайль, от назв. одноимённого орнаментального мотива; rocaille musicale музыкальный рокайль) стиль в европ. иск ве 1 й пол. 18 в. Возникнув во Франции в эпоху кризиса абсолютизма, стиль Р. отражал… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бурре — из оперы балета «Шагреневая кость» Бурре (от фр. bouree, от глагола фр. bourrer  делать неожиданные или резкие прыжки)  с …   Википедия

  • style élégant — фр. [стиль элега/н] галантный стиль (18 в.) …   Словарь иностранных музыкальных терминов

  • Клавесин —         (франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis ключ (отсюда клавиша) и cymbalum цимбалы) щипковый клавишный муз. инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о К. относятся к 1511;… …   Музыкальная энциклопедия

  • Паспье — из оперы балета «Шагреневая кость» Паспьé (от фр. passe pied, «вышагивающая ножка») – старинный французский танец, близкий к …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»