Веркмейстер А.


Веркмейстер А.
        (Werckmeister) Андреас (30 XI 1645, Беннеккенштейн, близ Магдебурга - 26 X 1706, Хальберштадт, близ Магдебурга) - нем. муз. теоретик, акустик и органист. Учился у братьев отца - Иоганна Кристиана В. (в 1658-60) и Виктора В. (в 1662-64). С 1664 работал церк. органистом в разл. городах Германии, в т. ч. в Хальберштадте (с 1696), где занимал пост королевского инспектора оргбнов.
        В. - один из создателей системы равномерной темперации; он разработал несколько вариантов темперированного строя клавишных инструментов. Возглавлял возникшее во 2-й пол. 17 в. течение среди нем. акустиков, стремившихся связать теорию акустики с практикой передового муз. иск-ва. В. был в числе первых нем. теоретиков, установивших определение ладов по их мажорному и минорному наклонению, боролся за использование в органо-клавирном иск-ве всей системы мажора-минора. Результаты своих акустич. изысканий, приведших к выработке им неск. вариантов темперации, В. изложил в ряде теоретич. трудов. Практич. задачей В. являлось устранение т.н. пифагоровой коммы; он стремился замкнуть квинтовый круг. Темперации В. были присущи оригинальные черты и прежде всего тенденция к установлению энгармонического равенства звуков, отсутствовавшего во всех созданных до него неравномерно-темперированных строях. Один из его последних вариантов наиболее близок к системе "равномерной темперации":
        В. считал, что именно этот вариант наиболее удобен. X. Риман, рассматривая акустич. изыскания В. в историч. перспективе, отмечает, что они должны быть признаны первым сближением неравномерной темперации с равномерной. Как музыкант-практик, В. выдвинул не только новый метод настройки клавишных инструментов, но и требование упражняться в иск-ве модулирования. Смелые по новизне и целеустремлённости идеи В. нашли своё художеств. претворение в "Хорошо темперированном клавире" И. С. Баха, к-рый был знаком с его работами. В. расширил также круг муз. средств, связываемых с теми или иными аффектами (см. Аффектов теория), вводя в него тональность, темп, диссонанс, консонанс, регистр. Из муз.-теоретич. трудов В. наибольший интерес представляют: "Испытание оргбнов" ("Orgel-Probe...", Fr./M. - Lpz., 1681), переиздано под назв. "Дополненное и улучшенное издание Испытания оргбнов" ("Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe", Fr./M. - Lpz., 1698) и "Музыкальная темперация" ("Musikalische Temperatur...", Fr./M. - Lpz., 1691).

Литература: Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898, о. 45-48; Шерман Н., Формирование равномерно- темперированного строя, М., 1964, с. 64-77; Seranky W., А. Werckmeister als Musiktheoretiker, в кн.: Festschrift Max Schneider, Halle, 1935; Dammann R., Zur Musiklehre des A. Werckmeister, "AfMw", XI, 1954.

И. M. Ямпольский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Смотреть что такое "Веркмейстер А." в других словарях:

  • Веркмейстер — Веркмейстер, Андреас Андреас Веркмейстер, Веркмейстер (нем. Andreas Werckmeister; 30 ноября 1645(16451130), Беннекенштайн (Гарц)  26 октября 1706, Хальберштадт)  немецкий теоретик музыки, органист, композитор. Разработал учение о… …   Википедия

  • Веркмейстер А. — ВÉРКМЕЙСТЕР (Werckmeister) Андреас (1645–1706), нем. муз. теоретик и акустик, органист. Один из создателей равномернотемперир. строя. Разрабатывал барочную теорию аффектов (муз. эстетич. учение 17–18 вв.) …   Биографический словарь

  • ВЕРКМЕЙСТЕР — Андрей, выдающийся теоретик и органист, много потрудившийся над проведением в жизнь равномерной темперации и над окончательным установлением современных ладов; род. 30 нояб, 1645 в Бенекенштейне, ум. 26 окт. 1706 в Гальберштадте; музык.… …   Музыкальный словарь Римана

  • Веркмейстер, Андреас — Андреас Веркмейстер, Веркмейстер (нем. Andreas Werckmeister; 30 ноября 1645(16451130), Беннекенштайн (Гарц)  26 октября 1706, Хальберштадт)  немецкий теоретик музыки, органист, композитор. Разработал учение о хороших… …   Википедия

  • Веркмейстер (Werckmeister) Андреас — (1645—1706), немецкий музыкальный теоретик и акустик, органист. Один из создателей равномернотемперированного строя. Разрабатывал барочную теорию аффектов (музыкально эстетическое учение XVII—XVIII вв.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Андреас Веркмейстер — …   Википедия

  • Равномерно темперированный строй — Равномерно темперированный строй  музыкальный строй, при котором каждая октава делится на математически равные интервалы, чаще всего на двенадцать полутонов ( ). Такой строй господствует в европейской профессиональной музыке приблизительно с …   Википедия

  • Схизма (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Схизма. Схизма (др. греч. σχίσμα разделение, расщепление) очень небольшой музыкальный интервал, разница между пифагорейской и дидимовой коммами: или точнее …   Википедия

  • Фискальная марка — Франции (1886) Фискальные марки (от лат. fiscus  государственная казна и …   Википедия

  • Диасхизма — (др. греч. διασχίσμα, лат. diaschisma), также уменьшённая комма[1] микроинтервал, равный разности дидимовой (синтонической) коммы и схизмы и, таким образом, имеющий отношение частот верхнего и нижнего звука …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.