Вейль К.

Вейль К.
        Вайль (Weill) Курт (2 III 1900, Дессау - 3 IV 1950, Нью-Йорк) - нем. композитор. Учился у А. Бинга, в 1918 в берлинской Высшей школе музыки у Э. Хумпердинка и Р. Крассельта, в 1921-1924 у Ф. Бузони. В 1919-20 осуществлял оперные пост. как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Ранние орк. сочинения писал в неоклассич. стиле. Первый успех принесла В. орк. пьеса Quodlibet (1926). После пост. в Дрездене оперы В. "Протагонист" ("Der Protagonist", по пьесе Г. Кайзера) началось плодотворное сотрудничество В. с левыми нем. драматургами: им написаны муз. скетч "Махагони" (либр. Б. Брехта, Баден-Баден, 1927) и сатирич. одноактная опера "Царь фотографируется" ("Der Zar lдЯt sich photographicren", либр. Г. Кайзера, Лейпциг, 1928), а также обличающая совр. общество "Трёхгрошовая опера" ("Dreigroschenoper" - модернизированная версия "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша со стихами Б. Брехта; "Т-р ам Шиффбауэрдамм", Берлин, 1928), к-рая принесла В. мировую известность. С этого времени началась совм. деятельность В. с Брехтом, к пьесам к-рого он писал вставные номера (песенки, баллады), затем на его либр. создал оперы "Счастливый конец" ("Happy end", Берлин, 1929), "Человек, всегда говорящий "да"" ("Der Ja Sager", Берлин, 1930). После исп. радио-кантаты "Полет Линдберга" ("Der Flug der Lindberghs", 1929) и острозлободневных опер и пьес с музыкой "Возвышение и падение города Махагони" ("Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny", Лейпциг, 1930), "Поручительство" ("Die Bьrgschaft", либр. К. Неэра, Берлин, 1932), "Серебряное озеро" ("Der Silbersee", либр. Г. Кайзера, Берлин, 1933) В. стал популярным театр. композитором в Германии. В 1933 эмигрировал во Францию, жил в Англии. Его последней работой в Европе был балет с пением "Семь смертных грехов" ("Die sieben Todsьnden", по сценарию Брехта, Париж, 1933). С 1935 В. жил в Нью-Йорке. Писал музыку для "бродвейских т-ров", стремился внести социально-критич. содержание в мьюзикл. Одна из самых популярных пьес, написанных в США, - "Уличное происшествие" ("Street Sceen", по пьесе Э. Райса, Нью-Йорк, 1947), т. н. "народная опера" из жизни нищенских кварталов Нью-Йорка. Работая в США, В. в основном сохранил свою творч. индивидуальность, однако его музыка сделалась внешне более эффектной, а сатира - менее злой. С конца 40-х гг. мн. пьесы В. возобновлены в репертуаре европ. т-ров (в т.ч. "Трёхгрошовая опера", "Махагони", балет "Семь смертных грехов"). Основываясь на принципах "эпического театра" Брехта, пользуясь подчёркнуто банальными формами совр. ему музыки лёгкого жанра, В. создал новый тип злободневной сатирич. драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные танцы, элементы джазовой музыки и гор. фольклора. Кроме театр. музыки, писал орк., камерные, хор. произв., а также музыку для кино и радио. Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.

Сочинения: оперы - Случай в долине (Down in the valley, "нар. опера" на сюжет популярной песни из Кентукки "Вон там в долине", Блюмингтон, 1948), Потерян в звёздах (Lost in the stars, no роману А. Патона "Плачь, любимая страна", Нью-Йорк, 1949) и др.; музыка к драм. спектаклям - Волшебная сила (Macht des Schicksals, пантомима, Берлин, 1922), Вечная дорога (The eternal road, по пьесе P. Верфеля в инсценир. Макса Рейнхардта, Нью-Йорк, 1935) и др.; мьюзиклы - Джонни Джонсон (на текст Дж. Грина, Нью-Йорк, 1936), Никербокер холидей (Knickerbocker holiday, на текст М. Андерсона, Хартфорн, шт. Коннектикут, 1938), Леди в темноте (The lady in the dark, на текст М. Харта и А. Гершвина, Нью-Йорк, 1942), Одно прикосновение Венеры (One touch of Venus, на текст С. Перельмана и О. Нэша, Нью-Йорк, 1943); для орк. - 2 симфонии (1921 и 1933), дивертисмент (1923), фантазия, пассакалия и гимн (1923), концерт для скр. и духовых (1926); для голоса с орк. - кантата Новый Орфей (Der neue Orpheus, для сопрано, скр. и орк., 1925), Берлинский реквием (для мужск. голосов и дух. инстр., 1928); песни для голоса с орк. на сл. Р. М. Рильке (1924).

Литература: Леонтьева О., Курт Вайль, "СМ", 1963, No 1; Stuckenschmidt H. H., Neue Musik, II, В., 1951; Engelmann H. U., К. Weill-heute, в кн.: Darmstдdter Beitrдge zur Neuen Musik, III, Darmstadt, 1960; Kotschenreuther H., K. Weill, В., 1962.

О. Т. Леонтьева.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Вейль К." в других словарях:

  • ВЕЙЛЬ — (Weyl) Герман (род. 9 февр. 1885, Ельмсгорн – ум. 1955) – нем. математик; профессор в Цюрихе, затем в Гёттингене (1913 1930), с 1933 – в Принстоне, США. Его работа «Философия математики» (1927, рус. пер. 1938) явилась существенным вкладом в… …   Философская энциклопедия

  • Вейль — (Weil, Veil)  фамилия еврейского происхождения. Принято считать[кем?], что это  анаграмма от Леви. Известные носители: Вейль, Андре  французский математик. Вейль, Герман  немецкий математик. Вейль, Курт (Вайль)  немецкий… …   Википедия

  • ВЕЙЛЬ — (Вайль) (Weill) Курт (1900 50), немецкий композитор. Сотрудничал с Б. Брехтом. Трехгрошовая опера (1928), Возвышение и падение города Махагони (1930) злободневные сатирические пьесы с музыкой, в которых используются городской фольклор, джаз. С… …   Современная энциклопедия

  • ВЕЙЛЬ — (Weyl) Герман (1885 1955), американский математик, уроженец Германии. В 1933 г., оставив профессуру в университетах Цюриха и Геттингена, переехал в США, в Принстонский университет. Создал труды по ТЕОРИИ ГРУПП, ТЕОРИИ ЧИСЕЛ, КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ, а …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ВЕЙЛЬ — (Weyl) Герман (1885 1955) математик и философ, член Национальной Академии Наук США, лауреат Международной премии имени Лобачевского (1927). Образование получил в Геттингенском Университете (1908). Профессор математики Политехнического Института в …   История Философии: Энциклопедия

  • Вейль С. — Вейль С. см. Вайль С …   Энциклопедический словарь

  • Вейль Г. — ВЕЙЛЬ (Weyl) Герман (1885–1955), нем. математик. С 1933 в США. Тр. по теории функций, теории чисел, теории групп и её применениям к физике …   Биографический словарь

  • Вейль К. — ВЕЙЛЬ, Вайль (Weill) Курт (1900–50), нем. композитор. Сотрудничал с драматургами Г. Кайзером, Б. Брехтом. Сценич. произв.: Трёхгрошовая опера (1928), Возвышение и падение города Махагони (1930) и др. В 1935 эмигрировал в США, где писал… …   Биографический словарь

  • Вейль С. — ВЕЙЛЬ (Weil) Симона (1909–43), франц. социальный и религ. философ, мистик. После нем. оккупации Парижа в 1940 бежала в Марсель, затем в США и Великобританию, участвовала в Движении Сопротивления. Соч.: Бремя и благодать , Потребность в… …   Биографический словарь

  • Вейль А. — Андре Вейль Андре Вейль (фр. André Weil; 6 мая 1906, Париж 6 августа 1998, Принстон) французский математик, один из величайших учёных XX века. Родился в еврейской семье из Эльзаса. Окончил Высшую нормальную школу. Был учеником Ж.Адамара и… …   Википедия

  • Вейль С. — Симона Вейль Симона Вейль О политике Симоне Вейль (Veil) см. Вейль, Симона (политик) Симона Вейль, также Вайль (фр. Simone Weil; 3 февраля 1909 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»