- Блок Ж.-Р.
- Блок Ж.-Р.
-
БЛОК Жан-Ришар (Jean-Richard Bloch, 1884–) — французский писатель. Первым литературно-общественным выступлением Б. были статьи в основанном им журнале «L’Éffort» — «Усилие» (начал выходить в 1910, позже переименован в «L’Éffort libre»). Молодой автор со всей страстностью обрушивался на капиталистическую действительность, разоблачал с чрезвычайной решимостью разлагающуюся буржуазную культуру. Статьи собраны в книге, имеющей характерное заглавие «Le Carnaval est mort» (Карнавал умер, 1920). Неудовлетворенность Б. была чрезвычайно обостренной, но она не сочеталась с активным революционным стремлением. Положительная программа Б., к-рую он противопоставлял своему сокрушающему отрицанию, сводилась к пропаганде очень неясной «новой веры» и новой «революционной цивилизации». Эта характерная двойственность присуща Б. на всем протяжении его творческого пути. Она отличает его и в последние годы, обнажая природу его радикализма. Б. очень давно понял, что буржуазная цивилизация есть цивилизация сгнивающая, но он до сих пор не решается сделать из этого революционного вывода. Он колеблется, оставаясь в плену мелкобуржуазной идеологии. В 1912 Б. опубликовал первый сборник рассказов «Lévy», книгу бытовых изображений, отразившую пессимистическое мировосприятие автора «Мертвого карнавала». В «Lévy» мы встречаемся не только с реалистической манерой повествования (Блок — реалист исключительного полнокровия и свежести), но и с манерой иронического гротеска, к-рой пользуется автор для подчеркивания уродливости изображаемого. Роман «Et Compagnie» (1918), бесспорно самое значительное из произведений Б., заставляющее вспоминать о Бальзаке, посвящен характерной теме распада патриархальной предпринимательской семьи под напором новых форм капиталистического хозяйства (концентрированное крупное производство); историю последних могикан старой консервативной буржуазии Б. поднимает на уровень трагедии большого масштаба. Роман этот, не лишенный автобиографических черт, является не только огромной яркости социальным документом, но и поучительным свидетельством о классовых корнях автора. Книги «Sur un Cargo» (На грузовом пароходе, 1924) и «Locomotives» (1924) носят подзаголовок — «Voyages». Б. отдает здесь дань жанру, сделавшемуся модой. Отличающим «Путешествия» Б. качеством является обостренный интерес автора к технической, машинной, основе современной культуры. Б. с почти болезненной, нервной чуткостью относится к машинной сущности индустриальной эпохи, она покоряет его и страшит одновременно.
Роман «La Nuit kurde» (1925) — азиатская экзотика, сделанная без какой-либо назойливой крикливости, но с явной, подчеркнутой идеализацией материала, имеет характерное устремление — противопоставить дряхлой, обеспложенной Европе пробуждающийся, полный скрытых возможностей Восток. Пьеса «Le dernier Empereur» (Последний император, 1926) посвящена характерной теме: монарх, одержимый революционно-демократическими стремлениями, убеждается при попытках осуществить свои наивные идеалы, что он является только шутом на троне, игрушкой в руках класса эксплоататоров. Блестящий гротеск этот, то иронический, то подлинно трагический, — показателен; образ тщетного искателя, обреченного в своих стремлениях — сродни автору «Мертвого карнавала».Библиография:
I. Lévy, 1912; Et Compagnie, 1918; Le Carnaval est mort, 1920; La Nuit kurde, 1925; Première journée à Rufisque, 1926.
II. Lalou René, Histoire de la littérature française contemporaine, 1924; Crémieux, B., Le XX siècle, Série 1-e, 1924; Kra Simon, Anthologie de la nouvelle prose française, P., 1926.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.