- Соответствие
- Соответствие
-
СООТВЕТСТВИЕ, литературный прием, родственный символу, устанавливает внутреннюю связь между поэтически воспринимаемыми звуками, красками, линиями, формами, запахами, осязательными и другими ощущениями. Соответствие связано с первичным значением символа, как дощечки, разломанной на две части: при складывании этих частей, совпадение контуров по линии излома, «соответствие» их друг другу служит видимым знаком доверия, внутренней связи для лиц, предъявляющих друг другу обе половинки «символа». В дальнейшем символ получил значение, отвлеченное от совпадения реальных предметов, и стал пониматься как поэтический знак для выражения идеального мира. Соответствие сохраняет значение реального символа, как внутренней связи, между явлениями чувственного, посюстороннего мира.Художественное определение соответствия дает предшественник французского символизма Бодлер в стихотворении «Соответствия»:«Природа это храм с живою коллонадой,Откуда слышим звук неуловимых слов,Где люди в символах, как в зарослях лесов,Идут и видит их сочувственные взгляды.Как эхо дальнее сливают колебанья,Единство тайное, глубокое храня,Обширное, как ночь и как сиянье дня, —Так соответствуют звук, цвет, благоуханья.В этих строках Бодлера намечены два видоизменения литературного приема соответствия, как установления внутренней связи: 1) между отдельными явлениями природы («Так соответствуют звук, цвет, благоуханья») и 2) между природой и человеком, когда соответствия внешнего мира гармонически сочетаются с переживаниями поэта («Природа это храм..., где люди в символах, как в зарослях лесов, идут и видят их сочувственные взгляды»).Валерий Брюсов определяет (в связи с анализом поэзии Тютчева) обе эти разновидности приема соответствия: первую, как «сопоставление предметов, повидимому, совершенно разнородных, и стремление найти между ними сокровенную связь», вторую, как «проведение полной параллели между явлениями природы и состояниями души».Примером приема соответствия первого вида служит стихотворение Артура Рэмбо «Гласные», где установлена связь между цветами и гласными звуками.Соответствие между звуками, цветами, голосами, благоуханиями лежит в основе тютчевского стихотворения:Как ведать. Может быть, и есть в природе звуки,Благоухания, цвета и голоса —Предвестники для нас последнего часаИ усладители последней муки.Проступающий же здесь прием соответствия между природой и человеком характерен для тютчевского «14 июля 1851 года»:Дума за думой, волна за волной —Два проявленья стихии одной.Другой пример того асе приема, характерного для Тютчева, — в стихотворении «В душном воздухе молчанье»:Жизни некий преизбытокВ знойном воздухе разлит,Как божественный напитокВ жилах млеет и горит...И дальше — соответствие между готовой разразиться грозой и созревающим признанием в любви.Значение соответствия, как литературного приема, весьма велико; в то время как символ относится к числу художественных приемов исторически данной поэтической школы «символистов» и по характеру своей структуры связан с известным философским мировоззрением, а, следовательно, и немыслим вне его, — соответствие, как прием, опирается непосредственно на творческое взаимоотношение художника и природы и связывается, таким образом, непосредственно с самим поэтическим творчеством, а не с каким-либо одним его видом.
Михаил Дынник. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.