Популярность


Популярность
Популярность
ПОПУЛЯРНОСТЬ (от латинского слова populus, народ) означает 1) общедоступность, понятность широким, народным массам и 2) успех, распространенность среди читательских кругов. Популярность в первом значении слова относится к теории литературы; во втором значении — к истории литературы и социологии.
Популярность, общедоступность литературного произведения зависит, главным образом, от его языка, сюжета и композиции, а также мыслей и чувств в нем выраженных.
Популярность языка характеризуется отсутствием специальных терминов, иностранных слов, замысловатых оборотов, отвлеченных понятий.
Специальные термины, естественно, не могут быть доступны широким массам и должны быть заменены описательными выражениями или же каждый раз поясняться. Весьма популярный язык Никитина теряет свою общедоступность, лишь только поэт вводит в него специальные термины местного колорита (см. Couleur locale); таковы, например, четыре строки из «Купца на пчельнике»:
— Давайте, ребята, скорее кадушку! —
Работников крикнув, сказал им купец:
— Да, кстати, сейчас же зажгите курушку
И вместе с ножом не забудьте резец.
К этому четверостишию Никитин делает три примечания, поясняя слова: кадушка, курушка и резец, настолько его язык становится непопулярным, вследствие употребления специальных терминов.
Иностранные слова для сохранения общедоступности речи, по мере возможности, заменяются словами родного языка. Примером языка непопулярного, вследствие применения иностранных слов, могут служить следующие строки из книги стихов Эллиса „Stigmata“:
«На каждом знамени иссохшего скелета немые надписи читал смятенный взгляд, на языке, что стал давно владыкой света. Гласила первая: „Nos sumus — umbra“ там, за ней тянулася еще, прося ответа: „In nobis nosce te!“ За ней еще очам явилась страшная и вечная загадка: „Mors — rerum ultima est linea!“ и т. д.
В случае невозможности перевода иностранных слов на родной язык, для сохранения популярности речи, их необходимо заменять описательными выражениями, пояснениями или примечаниями.
Обороты общедоступной речи должны быть простыми и ясными, без особых поэтических фигур и замысловатых украшений. Так, едва-ли можно назвать популярными следующие слова Байрона: «Коль слово «Карнавал» перевести, услышите в нем с пищею мясною надолго безнадежное прости». («Беппо», VI, 1—3).
Далее, сильно вредит популярности языка употребление отвлеченных понятий, отчетливо сознаваемых только на известной степени культурного развития; общедоступная речь должна оперировать более с представлениями, чем с понятиями, и стремиться к конкретности, удаляясь от отвлеченности. Как пример языка непопулярного, вследствие своей отвлеченности, можно привести следующие положения Гегеля в третьей главе первой книги «Объективной логики».
«Бытие для себя есть, во-первых, непосредственно сущее для себя, одно. Во вторых, одно переходит во множество одних — отталкивание; каковое инобытие одного снимается в его идеализации, — притяжение. В третьих, оно есть взаимное определение отталкивания и притяжения, в котором они уравновешиваются, и качество, достигающее в бытии для себя своего завершения, переходит в количество».
Популярный язык должен быть общепринятым, родным по своему составу, простым, ясным, конкретным и образным.
Далее, популярность литературного произведения обусловлена общедоступностью его сюжета, который не должен быть слишком запутанным и сложным. Так, в романах Стэндаля или Достоевского, не только язык, но и самый сюжет настолько богат и сложен, что часто бывает не под силу среднему читателю; ярким примером непопулярного сюжета может служить повесть Достоевского «Хозяйка».
Кажущимся исключением является сложный сюжет фантастического романа, романа бульварного и романа приключений; однако, общедоступность подобного сложного сюжета объясняется способом его восприятия, так как он не предназначается для усвоения, и сама сложность его должна поддерживать постоянный интерес читателя быстрой сменой разнообразных впечатлений.
Простой, популярный сюжет характерен для многих произведений Льва Толстого, особенно для тех, которые предназначались им для народа и для детей; таков, например, сюжет рассказа «Алеша Горшок». В отношении популярности литературного сюжета особенно интересно именно творчество Толстого, великого художника, сознательно упрощавшего свои произведения для придания им общедоступности. Значение популярного сюжета в изданиях для народа особенно подчеркнуто деятельностью «Посредника».
Что же касается общей композиции общедоступного литературного произведения, то, прежде всего, план его должен быть отчетливым и стройным; однако, внимание читателя должно быть сосредоточено не на логических доказательствах и умозаключениях, но на чисто художественной, психологически более приемлемой, связи отдельных образов и картин. Так, популярность ораторской речи увеличивается с преобладанием патетической части над диалектической.
Сильно вредят общедоступности литературного произведения ссылки на другие ценности культуры и искусства, научные данные, исторические факты и т. д. По этой причине нельзя назвать общедоступным следующий отрывок из рондо Валерия Брюсова «Ее колени»:
Как Суламифи дом — где спит жених,
Как Александру — дверь в покой к Елене,
Так были сладостны для губ моих
Ее колени.
Наконец, отнюдь не содействует популярности особая оригинальность, необычность, утонченность или претенциозность мыслей и чувств, выражаемых в литературном произведении. Простые и ясные мысли и чувства столь же необходимы для литературной общедоступности, как для нее необходим простой, ясный и незамысловатый язык, ибо основным признаком популярности художественного произведения является его понятность широким народным массам. Вот что говорит по этому поводу Лев Толстой: «Если народный журнал серьезно хочет быть народным журналом, то ему надо только стараться быть понятным и достигнуть этого нетрудно: стоит только пропускать все статьи через цензуру дворников, извозчиков, черных кухарок. Если ни на одном слове чтец не остановится, не поняв, то статья прекрасная. Если же, прочтя статью, никто из них не сможет рассказать про то, что прочел, — статья никуда не годится».

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Популярность" в других словарях:

  • Популярность —     ПОПУЛЯРНОСТЬ (от латинского слова populus, народ) означает 1) общедоступность, понятность широким, народным массам и 2) успех, распространенность среди читательских кругов. Популярность в первом значении слова относится к теории литературы;… …   Словарь литературных терминов

  • популярность — и, ж. populiare adj., popularité f. 1. Известность, широкое внимание, общественные симпатии к кому , чему л. БАС 1. В первоначальные счастливые годы его <Александра I> царствования любил он свою простонародность (слово, которым я думаю… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ПОПУЛЯРНОСТЬ — ПОПУЛЯРНОСТЬ, популярности, мн. нет, жен. 1. отвлеч. сущ. к популярный в 1 знач. Популярность изложения. 2. Простота, доступность изложения. Книга ценна своею популярностью. 3. Слава, известность, общественные симпатии к кому чему нибудь.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОПУЛЯРНОСТЬ — (фр., от лат. populus народ). 1) народность. 2) общедоступность, понятность всем классам. 3) Общеизвестность кого или чего нибудь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОПУЛЯРНОСТЬ 1) общедоступность в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • популярность — См. слава... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. популярность известность, знаменитость, слава, признание, лавры; репутация; мода, понятность, признанность, вразумительность,… …   Словарь синонимов

  • популярность — ПОПУЛЯРНЫЙ, ая, ое; рен, рна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • популярность — • бешеная популярность • большая популярность • громадная популярность • исключительная популярность • колоссальная популярность • наибольшая популярность • необыкновенная популярность • неслыханная популярность • огромная популярность •… …   Словарь русской идиоматики

  • Популярность — Популярность (от лат. populares, от populus народ) высокая степень востребованности чего либо или кого либо в определенной области жизни человека, например: популярность сетевых игр. На возникновение популярности в некоторых случаях… …   Википедия

  • популярность — ▲ признание (общества) ↑ всеобщий популярность (приносить # кому л). популярный пользующийся широким признанием. знаменитость (стать знаменитостью). светило (# науки). | заслуженный. звезда. звезда первой величины. восходящая звезда [светило.… …   Идеографический словарь русского языка

  • популярность —   1) успех, которым кто либо или что либо пользуется (напр. популярность какого либо литературного произведения);   2) общедоступность в изложении мыслей …   Справочный коммерческий словарь

Книги

Другие книги по запросу «Популярность» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.