- Полурифмы
- Полурифмы
-
ПОЛУРИФМЫ. — Следя за историей рифмы, видим в разные эпохи у различных народов глубоко различное к ней отношение. Поэзии древних рифма была известна, но употребление более или менее полной рифмы производило на их утонченный слух впечатление антимузыкальное. В произведениях торжественных допускался романский ассонанс, на слух среднего современного европейца вовсе не производящий впечатления созвучия. Более или менее полная рифма сколько-нибудь систематически появляется в поэтических произведениях, долженствующих вызывать эмоции комизма.Исторически можно проследить, что эволюции рифмы сопутствуют: 1) деградация торжественности и глубины тем, 2) деградация музыкальности, 3) уменьшение количества стоп в стихе, 4) большая элементарность стоп, 5) упрощенность стиха в смысле отсутствия иперметрии, линометрии, ипостас.Если провести аналогию между поэзией и архитектурой и роль рифмы уподобить яркости раскраски, проследим полное соответствие между строгой закономерностью архитектурных форм и отсутствием цветной пестроты. Считаем доказанным, что расцветка афинских памятников является поздним явлением, во всяком случае не вытекающим из архитектурного замысла.Народная поэзия, в частности русская, не знает систематического и полного рифмования. Русская книжная поэзия, поблуждав на разных путях, на рубеже XIX—ХХ столетий стала явно тяготиться скучной пестротой шаблонной рифмовки, наследством эпохи явного упадка. После революции в области стиха, совершенной символистами, появляются чем дальше, тем чаще ассонансы, консонансы, аллитерации, внутренние, начальные рифмы. К сожалению опыты самых последних лет, давая богатый материал в интересующей нас области, грешат явным обеднением строфики. Достижения каждого из нас в деле оживления рифмы ожидают спокойной, внимательной оценки специальной критики.Укажу на мои опыты в этой области, названные мною Полурифмами.I тип:Мы везем, сражаясь с бурей,Мы везем, кляня судьбу,Бочки с грузными рублямиВ черном брюхе корабля.Кн. VI, стр. 60.Лицо твое глазам моим приятно.Я пояс твой рукой хочу обнять.Гляди в меня, гляди в меня любовно.И, может быть, войдет в меня любовь.Кн. VI, стр. 148.II-й тип:Змеей искания я уязвлен.Я огорчу тебя, тебя, влюбленная.Мне нужно в склеп поставить много урн.И раню душу я изменой бурною.Кн. X, стр. 90.В тот вечер ворон: кра да кра.В ту ночь луна всходила красная.На утро Ксения вошлаВ рай отошедшая, желанная.III-й тип:На пути моем встала угрюмая теньИ вперила в меня свои очи.И во мне с того дня непроглядная ночьИ кругом неподвижные тени.Кн. II, стр. 117.Не спрашивай, любил ли я другую.Конечно, нет. Конечно, да.Не спрашивай: Я счастлив. Я страдаю.Ответить словом не могу.Кн. VI, стр. 173.IV тип, который может быть назван двойными рифмами:Я ношу стальную маску,Трепеща от жгучих ласк,Но увижу чудо-сказкуНа пути моем в Дамаск.Кн. X, стр. 5.V-й тип — соединение полурифм с рифмами.Вспомнил, вспомнил я любимую,Вспомни властное: Люби.Вспомнил белое отчаяньеВ час, когда зажглась свеча.И была моя свечаПред любовью горяча.Вспомнил, вспомнил я унылую,Навевавшую мне сны...Кн. X, стр. 99.За ночью, как за синеюХрустальною стеной,Блестят подобно инеюСлова души больной.За ночью, за ночью...Ах, люди, люди, прочь.За синею, за синею...Ах, день. К чему, сгинь...Кн. XVIII, стр. 12.
Иван Рукавишников. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.