- Тур
- Тур
-
ТУР Евгения (1815—1892) — псевдоним писательницы Евгении Васильевны Салиас де Турнемир. Р. в Москве, в семье помещика Сухово-Кобылина; получила блестящее по тому времени образование. Брат Т. был писателем (А. В. Сухово-Кобылин), а также и сын (Е. А. Салиас).
Т. начала свою литературную деятельность на страницах «Современника» («Ошибка», 1849; «Долг», 1850). Повести Т. пользовались успехом (см. статью И. С. Тургенева в «Современнике», 1852, № 1). В этих повестях Т. изображала жизнь и быт аристократического, а также беднейшего, разоряющегося дворянства. Т. проводила передовые взгляды на воспитание и образование женщины, критически относилась к великосветскому быту, чопорному, закостенелому, симпатии ее на стороне бедных, умных, честных девушек, стойких в своих привязанностях («Ошибка», «Племянница», 1851). Подъем революционного движения в 50-х гг. напугал Т., как и других дворянских либералов; она навсегда порывает с «Современником» (с конца 1851) и со своими прежними взглядами. Позже Т. печаталась в «Отечественных записках» (повести «Две сестры», 1851, «Заколдованный круг», 1854, «Цветочница», 1859), в «Библиотеке для чтения» (роман «Три поры жизни», 1853; отп. полностью, М., 1854), а затем в катковском «Русском вестнике», где была заведующей беллетристическим отделом (повести «Старушка», 1856, «На рубеже», 1857). В соответствии с поворотом к реакции Тур в своих повестях отходит от реалистических тенденций. Этот период лит-ой деятельности Т. получил справедливую суровую оценку со стороны Н. Г. Чернышевского в рецензии на роман «Три поры жизни» («Современник», 1854, № 5 и 7).
С конца 50-х гг. Т. отошла от художественной деятельности и написала ряд критических статей в журналах «Отечественные записки», «Северная пчела», «Русская речь», в газете «Голос» и др. Эти статьи не имели серьезного значения.
С конца 60-х гг. до конца своей жизни Т. отдалась исключительно детской литературе («Катакомбы», М., 1866, «Семейство Шалонских», СПБ, 1880, «Княжна Дубровина», Москва, 1887, и др.). Повести для детей Т. насыщены романтикой, мистикой, религиозной экзальтацией, далеки от реальной жизни.Библиография:I. Повести и рассказы, 4 тт., М., 1859; отд. более поздние произведения см. ниже в «Словаре» Н. Н. Голицына и в «Обзоре» Д. Д. Языкова.
II. Кроме упомянутого: Чернышевский Н. Г., Об искренности в критике, «Современник», 1854, № 7 (перепеч. в кн.: Полн. собр. соч. Н. Г. Чернышевского, изд. М. Н. Чернышевского, т. I, СПБ, 1906); Языков Д., Литературная деятельность гр. Е. В. Салиас, «Исторический вестник», 1892, V; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин и Е. В. Сухово-Кобылина (Евгения Тур), «ЖМНП», 1906, кн. 2.
III. Голицын Н. Н., Библиографический словарь русских писательниц, СПБ, 1889; Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включ., ч. II, СПБ, 1902; Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов рус. писателей и писательниц, вып. 12, СПБ, 1912.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Тур
-
Евгения (настоящее имя Салиас де Турнемир Елизавета Васильевна, урождённая Сухово-Кобылина; 1815, Москва – 1892, Варшава), русская писательница. Родилась в творчески одарённой дворянской семье: брат А. В. Сухово-Кобылин – драматург, младшая сестра С. В. Сухово-Кобылина – художница, сын Е. А. Салиас – исторический романист. Получила домашнее образование под руководством профессоров Московского ун-та. В 1837 г. по настоянию родителей, воспрепятствовавших браку дочери с литератором Н. И. Надеждиным, вышла замуж за французского аристократа, но семья вскоре распалась. Литературная деятельность началась анонимной публикацией переводов в журнале Надеждина «Телескоп» (1834—35), но творческим дебютом Тур стала повесть «Ошибка» (1849). Опубликовала романы «Племянница» (1851), «Три поры жизни» (1854) и ряд повестей: «Две сестры» (1851), «Заколдованный круг» (1854), «Старушка» (1856) и др. Современники называли Тур русской Жорж Санд, подчёркивая её интерес к образу независимой и решительной героини, утверждающей своё право на самостоятельный выбор жизненного пути. Для её произведений характерен интерес к жизни сердца, экспериментаторский подход к изображению психологии героев. В 1840—50-е гг. Тур была хозяйкой известного в Москве литературного салона, который посещали Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Н. П. Огарёв, Е. П. Ростопчина и др. В 1856 – 65 гг. занималась преимущественно критикой (статьи о Жорж Санд, Шарлотте Бронте, рецензии на произведения Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева) и публицистикой, активно обращалась к проблеме положения женщины в обществе. Стала одной из первых в России издательниц: в её газете «Русская речь» (1861—62) сотрудничали Н. С. Лесков, В. А. Слепцов, А. С. Суворин. В 1860-х гг. жила во Франции, регулярно публикуя статьи в русских периодических изданиях. С 1866 г. до конца жизни создавала оригинальные и переводные произведения для детей и юношества, пользовавшиеся широкой известностью: повесть из первых времён христианства «Катакомбы» (1866, 9-е изд. 1898), сказка «Жемчужное ожерелье» (1870), рассказ «Мученики Колизея» (1884), агиографический рассказ «Жизнь святого Макария Египетского» (1885), «Священная история Ветхого Завета» (1888) и др.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.