Трилогия

Трилогия
Трилогия

       
ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.
       У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.
       В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.
       Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).
       В лирике термин Т. почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его (Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).

Библиография:
Hermann G., Die tragischen Tetralogien der Griechen, Lpz., 1819; Welcker F. G., Die aschylische Trilogie, Darmstadt, 1824; Steinweg C., Studien zur Entwicklungsgechichte der Tragodie, B. VI. Halle a/s., 1924; Wiesmann P., Das Problem der tragischen Tetralogie, Diss., Zurich, 1929 (дана основная литература).

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

трило́гия
(греч. tres – три и l?gos – слово), художественное произведение, состоящее из трёх самостоятельных и законченных по смыслу текстов, объединённых в единое целое развитием сюжета и авторским замыслом. Первоначально – объединение трёх трагедий в греческом театре (например, трилогия Эсхила «Орестея», в которую входят «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды»). Античная трилогия дополнялась сатир-драмой – пародийным комическим произведением (у Эсхила не дошедшая до нас сатир-драма «Протей»). В современном литературоведении термин «трилогия» применяется к любому циклу из трёх произведений. В рус. литературе известны трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого; «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис» А. К. Толстого; «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Трилогия
ТРИЛОГИЯ — (Τριλογια) — группа из трех драматических произведений, связанных между собой общностью сюжета, действующих лиц или общей идеей, их проникающей Т. сложилась на древне-греческой почве из трех трагедий, которые обязаны были представить во время Дионисийских торжеств участвовавшие в конкурсе греческие драматурги. Трагедии, входившие в состав Т., принадлежали обычно к одному мифологическому циклу, образовывая единство действия, развертывающегося в исторической последовательности повествуемых в мифе событий. Так в состав дошедшей до нас Т. Эсхила Орестейя входили трагедии Агамемнон, Хоэфоры и Эвмениды, раскрывающие судьбу рода Атридов — историю тяготевшей над ним трагической вины. Как бы в предчувствии Гоголевой триады, единый рок рода слагается в Орестейе из трех основных моментов, расчлененных по трем входящим в состав ее пьесам, как бы ее тезы, антитезы и синтеза: преступления, наказания и искупления. Однако у того же Эсхила имелась трилогия, состоящая и из трех обособленных пьес, две мифологического и одна (единственно сохранившаяся до нас Персы) исторического содержания, между которыми может быть предположена только идейная зависимость. Связка трагедий, входивших в состав Т., согласно установленному порядку, должна была замыкаться четвертой пьесой — Сатировской драмой, которая образовала с тремя предыдущими так назыв. тетралогию (термин происхождения позднейшего). Сатировская драма, повидимому, также находилась в известной связи с сюжетом Т. (это можем заключить, напр., из названий утерянной тетралогии Эсхила, посвященный разработке мифа об Эдипе: трагедии — Лайос, Эдип, Семеро против Фив и сатировская драма Сфинкс), однако о ближайшем назначении ее судить трудно, так как ни одной цельной тетралогии нам не сохранилось, а из всех сатировских драм до нас дошла только одна Эврипидовская пьеса Циклоп — драматизация известного Гомеровского эпизода о приключении Одиссея в пещере Полифема (в современной русской литературе см. сатировскую драму И. Анненского Фамира-Кифаред). Можно думать только, что задача сатир, драмы заключалась в том, чтобы разрешить напряженно-торжественную суровость трагического действия контрастом смеха (как известно, в дальнейшем развитии театра эти две стихии «смеха звонкого» и «глухих рыданий» — объединились в европейской драме). В новой литературе имеем ряд Т., однако значительно отошедших от своего античного прообраза. Таковы: знаменитая комедийная Т. Бомарше (Севильский цирюльник, Свадьба Фигаро, Виновная мать 1775—97 г.г.); драматическая Т. Геббеля — Нибелунги (1862 г.), развертывающая на фоне древне-германской поэмы борьбу между христианством и язычеством., Т. Суинборна (Swinburne) из жизни Марии Стюарт, у нас историческая трилогия А. Толстого и т. д. Наряду с большим или меньшим усвоением формы античной Т. в новейших литературах встречаются попытки найти и какие-то новые соединения, осуществляющие, как и первая, идеал «цельного художественного произведения» — Gesammtkunstwerk'a (термин Вагнера). Такова трилогия с прелюдией самого Вагнера — Кольцо Нибелунгов, трехчленная трагедия Шиллера Валленштейн (одноактный Лагерь Валленштейна образует наделенный некоторыми чертами сатировской драмы пролог к десяти актам собственно трагедии, слагающейся из двух пьес — Пикколомини и Смерть Валленштейна.). Ибсен в своей «мировой драме» Кесарь и Галилеянин (1873 г.) пробует соединение двух пьес. В современной русской литературе Мережковский распространяет тройное членение на форму романа (трилогия Христос и Антихрист — три самостоятельных исторических романа, повествующие о трех эпохах, являющихся, по мысли автора, основными стадиями единого всемирно-исторического процесса). Нечто вроде Т. встречаем и в современной лирике, где такое соединение трех пьес называется обычно триптихом (буквально: Складень, тройной образок).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Трилогия" в других словарях:

  • ТРИЛОГИЯ — (греч., от treis три, и lego говорю). 1) Речь, состоящая из трех отделов, трех частей. 2) драма или поэма, разделенная на три части. 3) три отдельная пьесы, представляющие связь между собою. 4) у древн. греков: цикл из трех пьес, которые они… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Трилогия —     ТРИЛОГИЯ (Τριλογια) группа из трех драматических произведений, связанных между собой общностью сюжета, действующих лиц или общей идеей, их проникающей Т. сложилась на древне греческой почве из трех трагедий, которые обязаны были представить… …   Словарь литературных терминов

  • ТРИЛОГИЯ — ТРИЛОГИЯ, трилогии, жен. (франц. trilogia) (лит., театр.). Литературное, преим. драматическое произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Драматическая трилогия А.К.Толстого …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРИЛОГИЯ — ТРИЛОГИЯ, и, жен. Три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета. Т. А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Т. Танеева «Орестея». Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • трилогия — сущ., кол во синонимов: 3 • кинотрилогия (1) • собрание (121) • цикл (28) Словарь синони …   Словарь синонимов

  • трилогия — гр. trilogie < trilogia < tri.. + logos слово. Три литературных произведения одного автора, связанных единством общего замысла. СИС 1985. В литературе, музыке, кино: три произведения одного автора, связанные единством замысла. Крысин 1998.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Трилогия — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Трилогия Нова — (англ. The Nova Trilogy, также известная как The Cut up Trilogy[1][2][3])  название, используемое критиками для обозначения цикла из трёх самых известных экспериментальных романов Уильяма Берроуза: «Мягкая машина», «Билет, который… …   Википедия

  • Трилогия (Сорокин) — Трилогия «Путь Бро», «Лёд», «23 000» Автор: Владимир Сорокин …   Википедия

  • Трилогия (альбом) — Трилогия Альбом Елены Фроловой, Эльмиры Галеевой …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»