- Трилогия
- Трилогия
-
ТРИЛОГИЯ (греч.) — первоначально в греческой литературе три трагедии (см.), объединенные в одно целое единством фабулы или идейного содержания; в новейшее время термин «Т.» применяется в соответствующих случаях к произведениям драматическим, эпическим и даже лирическим.
У древних греков Т. состояла из трех трагедий с мифологическим или историческим сюжетом; представлялись они на поэтических состязаниях в дни празднеств Дионисий. Первоначально отдельные части Т. обязательно воспроизводились в течение одного дня; присоединение к Т. так наз. «драмы сатиров», контрастирующей с ней по построению и назначению, создавало «тетралогию». С V в. до н. э. это требование начинает нарушаться, а с IV в. до н. э. «драма сатиров» отделяется от трагической Т. и ставится на особых состязаниях. Античные Т. дошли до нас в обломках; так из сохранившихся семи трагедий Эсхила четыре являются частями Т., посвященных мифам о Данаидах, Эдипе, Прометее и историческому событию — поражению персов; из этих Т. только «Орестейя» сохранилась полностью; утрачена лишь «драма сатиров» — «Протей». В дальнейшем, уже у Софокла, трагедии приобретают самостоятельную законченность и отдельную значимость; так «Эдип-царь», «Эдип в Колоне» и «Антигона», хотя и связанные единством сюжета, не объединялись поэтом в Т.
В драматическом творчестве нового времени встречаются попытки возродить Т.; таковы трилогии Шиллера («Валленштейн»), Грильпарцера («Золотое руно»), Вагнера («Нибелунги»), Суинберна («Мария Стюарт») и др. В русской литературе известность получила трилогия А. Толстого («Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»). Примером Т., отдельные части которой — комедии, а не трагедии, является трилогия Бомарше («Севильский цырюльник», «Свадьба Фигаро», «Виновная мать»). Однако в целом в драме нового времени Т. не получает широкого развития.
Принцип Т. применяется в строении романа и повести; таковы Т. романов Дюма («Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон»), Сенкевича («Огнем и мечом», «Потоп», «Пан Володиевский»), Золя («Лурд», «Рим», «Париж»), Г. Манна («Три богини»). В русской литературе «Мертвые души» Гоголя были задуманы в форме Т. Трилогию представляют собой «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Толстого, «Детство», «В людях» и «Мои университеты» Горького. Следует, однако, отметить, что эпическая полнота изображения, допуская расширение его за рамки отдельного романа, в то же время нередко нарушает стройность и четкость трехчленного строения; эпическая Т. не представляет такого тесного единства, как Т. драматическая, и легко перерастает в многотомный цикл романов (ср. цикл «Ругон-Маккаров» Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана и др.).
В лирике термин Т. почти не применяется, несмотря на попытки некоторых поэтов ввести его (Гёте «Trilogie der Leidenschaft», Гейне «Trilogie»).Библиография:
Hermann G., Die tragischen Tetralogien der Griechen, Lpz., 1819; Welcker F. G., Die aschylische Trilogie, Darmstadt, 1824; Steinweg C., Studien zur Entwicklungsgechichte der Tragodie, B. VI. Halle a/s., 1924; Wiesmann P., Das Problem der tragischen Tetralogie, Diss., Zurich, 1929 (дана основная литература).
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- трило́гия
-
(греч. tres – три и l?gos – слово), художественное произведение, состоящее из трёх самостоятельных и законченных по смыслу текстов, объединённых в единое целое развитием сюжета и авторским замыслом. Первоначально – объединение трёх трагедий в греческом театре (например, трилогия Эсхила «Орестея», в которую входят «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды»). Античная трилогия дополнялась сатир-драмой – пародийным комическим произведением (у Эсхила не дошедшая до нас сатир-драма «Протей»). В современном литературоведении термин «трилогия» применяется к любому циклу из трёх произведений. В рус. литературе известны трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого; «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис» А. К. Толстого; «Детство», «В людях», «Мои университеты» М. Горького.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
- Трилогия
-
ТРИЛОГИЯ — (Τριλογια) — группа из трех драматических произведений, связанных между собой общностью сюжета, действующих лиц или общей идеей, их проникающей Т. сложилась на древне-греческой почве из трех трагедий, которые обязаны были представить во время Дионисийских торжеств участвовавшие в конкурсе греческие драматурги. Трагедии, входившие в состав Т., принадлежали обычно к одному мифологическому циклу, образовывая единство действия, развертывающегося в исторической последовательности повествуемых в мифе событий. Так в состав дошедшей до нас Т. Эсхила Орестейя входили трагедии Агамемнон, Хоэфоры и Эвмениды, раскрывающие судьбу рода Атридов — историю тяготевшей над ним трагической вины. Как бы в предчувствии Гоголевой триады, единый рок рода слагается в Орестейе из трех основных моментов, расчлененных по трем входящим в состав ее пьесам, как бы ее тезы, антитезы и синтеза: преступления, наказания и искупления. Однако у того же Эсхила имелась трилогия, состоящая и из трех обособленных пьес, две мифологического и одна (единственно сохранившаяся до нас Персы) исторического содержания, между которыми может быть предположена только идейная зависимость. Связка трагедий, входивших в состав Т., согласно установленному порядку, должна была замыкаться четвертой пьесой — Сатировской драмой, которая образовала с тремя предыдущими так назыв. тетралогию (термин происхождения позднейшего). Сатировская драма, повидимому, также находилась в известной связи с сюжетом Т. (это можем заключить, напр., из названий утерянной тетралогии Эсхила, посвященный разработке мифа об Эдипе: трагедии — Лайос, Эдип, Семеро против Фив и сатировская драма Сфинкс), однако о ближайшем назначении ее судить трудно, так как ни одной цельной тетралогии нам не сохранилось, а из всех сатировских драм до нас дошла только одна Эврипидовская пьеса Циклоп — драматизация известного Гомеровского эпизода о приключении Одиссея в пещере Полифема (в современной русской литературе см. сатировскую драму И. Анненского Фамира-Кифаред). Можно думать только, что задача сатир, драмы заключалась в том, чтобы разрешить напряженно-торжественную суровость трагического действия контрастом смеха (как известно, в дальнейшем развитии театра эти две стихии «смеха звонкого» и «глухих рыданий» — объединились в европейской драме). В новой литературе имеем ряд Т., однако значительно отошедших от своего античного прообраза. Таковы: знаменитая комедийная Т. Бомарше (Севильский цирюльник, Свадьба Фигаро, Виновная мать 1775—97 г.г.); драматическая Т. Геббеля — Нибелунги (1862 г.), развертывающая на фоне древне-германской поэмы борьбу между христианством и язычеством., Т. Суинборна (Swinburne) из жизни Марии Стюарт, у нас историческая трилогия А. Толстого и т. д. Наряду с большим или меньшим усвоением формы античной Т. в новейших литературах встречаются попытки найти и какие-то новые соединения, осуществляющие, как и первая, идеал «цельного художественного произведения» — Gesammtkunstwerk'a (термин Вагнера). Такова трилогия с прелюдией самого Вагнера — Кольцо Нибелунгов, трехчленная трагедия Шиллера Валленштейн (одноактный Лагерь Валленштейна образует наделенный некоторыми чертами сатировской драмы пролог к десяти актам собственно трагедии, слагающейся из двух пьес — Пикколомини и Смерть Валленштейна.). Ибсен в своей «мировой драме» Кесарь и Галилеянин (1873 г.) пробует соединение двух пьес. В современной русской литературе Мережковский распространяет тройное членение на форму романа (трилогия Христос и Антихрист — три самостоятельных исторических романа, повествующие о трех эпохах, являющихся, по мысли автора, основными стадиями единого всемирно-исторического процесса). Нечто вроде Т. встречаем и в современной лирике, где такое соединение трех пьес называется обычно триптихом (буквально: Складень, тройной образок).
Д. Благой. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.