Терцины

Терцины
Терцины

       
ТЕРЦИНЫ (итал. terza rima, франц. rimes tiercees) — одна из особых, так наз. «твердых» поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно по схеме: aba, bcb, cdc и т. д. В заключение цепи Т. ставится один изолированный стих, рифмующий со вторым стихом последней строфы, вследствие чего она в сущности превращается в четверостишие с перекрестной рифмой вида sts, t. Иногда этот заключительный стих объединяется с предыдущей Т. также и графически.
       Итальянские Т. строятся исключительно на женских рифмах, к-рые и вообще составляют особенность итальянской поэзии. Но в тех языках, к-рые допускают закономерное чередование мужских и женских рифм, после подражательных опытов, точно копировавших итальянские образцы, входят в употребление и Т. с рифмами двух видов. При этом приобретает обязательную силу правило чередования, к-рое запрещает соседство двух однородных рифм, не рифмующих между собой. Поэтому после Т., начинающейся мужской рифмой, идет Т. с женской рифмой в первом стихе и наоборот.
       В итальянской поэзии за Т. закрепился размер одиннадцатисложника. Французы передают его аналогичным десятисложным размером с чередованием мужских и женских рифм, но иногда употребляют и александрийский, вернее — двенадцатисложный стих. В России закреплено традицией употребление пятистопного ямба с мужскими и женскими рифмами.
       Изобретение Т. принадлежит, по словам Данте, Брунетто Латини. Сам Данте обессмертил форму Т. своей монументальной «Божественной комедией». Форму Т. разрабатывали также Петрарка, Ариосто и ряд других поэтов Италии, причем она находит применение также и в сатирических жанрах. Во Франции Т. получают широкое распространение в эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует форму Т. в лирических жанрах.
       В Германию Т. проникают в конце XVI в., но значительную популярность завоевывают лишь у романтиков. В Англии употребление Т. распространилось лишь в XIX в.
       В России одним из первых поэтов, давших образцы Т., был Пушкин:
       
В начале жизни школу помню я;
       Там нас, детей беспечных было много,
       Неровная и резвая семья;
       Смиренная, одетая убого,
       Но видом величавая жена
       Над школою надзор хранила строго.
       Толпою нашею окружена,
       Приятным, сладким голосом, бывало,
       С младенцами беседует она
       
и т. д.
       Другой отрывок Пушкина, написанный в Т. шестистопными ямбами «И дале мы пошли», особенно характерен тем, что навеян Дантовой «Божественной комедией», переводы и подражания к-рой сохранили ведущую роль в разработке русских Т. в течение XIX в. Большой интерес к Т. проявляла и школа символистов.

Библиография:
Шульговский Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. Т-ва Вольфа, СПБ — М., 1914, стр. 410—414; Kastner L. E., History of the terza rima in France, «Zeitschrift fur franzosische Sprache und Literatur», 1904, Bd. XXVI, 241—253.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

терци́ны
твёрдая строфическая форма; единая цепь из трёхстиший со схемой рифмовки aba bcb cdc ded… и заключительного одностишия, рифмующегося со средним стихом последнего трёхстишия. Впервые эта форма применена в «Божественной комедии» Данте и с тех пор часто ассоциируется у писателей с картинами «Ада» Данте, темой Италии и фигурой самого Данте. В итальянском оригинале строка представляет собой силлабический одиннадцатисложник, в русских переводах и подражаниях используется 5-стопный или 6-стопный ямб.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Терцины
ТЕРЦИНЫ — частный вид терцета (см. Терцет), то-есть строфы, состоящей из трех стихов. Если взять неодинаковые рифмы в трехстишии, то понятно, что в смысле рифмовки такая строфа завершенной быть не может, и завершение ее возможно в следующей. Таких комбинаций сцепления трехстиший может быть несколько. Терцинам свойственна только следующая схема:
Последний стих 1—а.
Как видно из приведенной схемы, связь терцин при помощи рифм такова: первый стих начальной терцины рифмуется с третьим, второй с первым и третьим следующей терцины и т. д. до конца. Заканчивает стихотворение одиноко стоящий (а у некоторых авторов вместе с последней терциной) стих, рифмующийся со вторым стихом последней терцины. Необходимо заметить, что если терцины рассматривать, как строфы, то нужно применить к ним все требования строфы (станса) и, следовательно, вкладывать в каждую из них более или менее завершенную мысль и отделять терцину от терцины, кроме точки, еще пробелом (repos). Но так как терцины в смысле рифмовки являются строфой незавершенной, то эту незавершенность можно перенести и на содержание, как и трактуют (что видно из образцовых терцин) многие авторы. Но тогда является спорным вопрос о разделении терцин пробелами строк, что во всех остальных случаях строфики и литературы условлено считать за остановку более, чем точка.
Так, в образцовых сонетах терцеты отделялись пробелом лишь в тех случаях, когда после первого точка. Те же авторы, которые допускали запятую или отсутствие знака, трактовали два терцета, как шестистишие.
Терцинами написана «Божественная Комедия» (Дантэ), из чего видно, что такой большой мастер нашел терцины, несмотря на короткую их волну, пригодными для большого произведения (вопрос большой важности). Терцинами писали многие поэты европейских стран. У нас Пушкин, символисты.
Вначале (Дантэ) за терцинами закрепился определенный размер, который приближается к нашему пятистопному ямбу. В частности, говоря о русских терцинах, можно сказать, что они не вышли из стадии подражательности, так как имеют только мужские и женские рифмы. Русскому языку столь же свойственны дактилические и гипердактилические окончания. То же можно сказать и о метрах.
Отрывок из 20-й песни «Ада» Дантэ.
. . . . . . . .
. . . . . . . .
«С ним множество и ведьм здесь плачут слезно:
«Забыв иглу, кудель и ткацкий челн,
«Они на зельях волхвовали грозно.
«Но время в путь! Уж Каин, терний полн,
«За Кадиксом, на грани заповедной
«Двух полусфер, коснулся синих волн.
«Еще вчера был полон месяц бледный,
«Как знаешь сам: тебе не раз с высот
«Он лил в ночи сквозь лес свой свет невредный».
Так говорил, а мы все шли вперед.
(Перевод Дм. Мина).

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Терцины" в других словарях:

  • Терцины —     ТЕРЦИНЫ частный вид терцета (см. Терцет), то есть строфы, состоящей из трех стихов. Если взять неодинаковые рифмы в трехстишии, то понятно, что в смысле рифмовки такая строфа завершенной быть не может, и завершение ее возможно в следующей.… …   Словарь литературных терминов

  • ТЕРЦИНЫ — (ит., от лат. tertius третий). Трехстрочные строфы, с перекрестными рифмами, состоящие из пятистопных ямбических стихов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕРЦИНЫ итал. terzine, от лат. tertius,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Терцины — Терцины  стихотворение (твердая форма), написанное терцетами с особой рифмовкой и завершающим отдельно стоящим стихом. Рифмический рисунок: aba bcb cdc … xyx yzy z. Волнообразный перехлест рифмовки придает стихотворению, написанному… …   Википедия

  • Терцины — (итал. terzina, от terza rima третья рифма)         форма цепных строф: ряд 3 стиший, связанных рифмовкой по схеме aba, bcb, cdc, ded... yzy z. Таким образом, Т. дают непрерывную рифменную цепь произвольной длины, удобную для произведений крупных …   Большая советская энциклопедия

  • терцины — ТЕРЦИ´НЫ (итал. ед. ч. terzina, от terza третья) староитальянская строфическая форма трехстиший, в которых рифмы идут в порядке aba, bcb, cdc, ded и т. д., т. е. средняя рифма Т. рифмуется с крайними строками следующей строфы. Стихотворение (или… …   Поэтический словарь

  • терцины — См. терцет …   Словарь литературоведческих терминов

  • Терцины — (итал., ед. ч. terzina, от terza rima 3 я рифма) ряд 3 стиший, связ. рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded... В последнем 3 стишии ср. стих рифмуется с дополнит. замыкающим стихом. Т. сложились в кон. 13 в. в Италии, где были затем канонизированы… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ТЕРЦИНЫ — (итал., ед. ч. terzina, от terza rima — третья рифма), ряд 3 стиший, связанных рифмовкой по схеме aba bcb cdc ded…, средний стих последнего 3 стишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом. Т. развились из вереницы ритурнелей особого… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ТЕРЦИНА — [тэрцина], терцины, жен. (итал. terzina) (лит.). 1. только мн. Форма стихосложения, при которой произведение состоит из строф в три стиха, обычно пяти или шестистопного ямба, при чем средняя строка каждой предшествующей строфы рифмует с двумя… …   Толковый словарь Ушакова

  • твёрдые формы — родовое обозначение исторически устойчивых строфических схем стихотворных текстов. Твёрдая форма – среднее звено между обычной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»