твёрдые формы

твёрдые формы
твёрдые фо́рмы
родовое обозначение исторически устойчивых строфических схем стихотворных текстов. Твёрдая форма – среднее звено между обычной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. Так, о сонете говорят и как о сложной строфе, состоящей из простых строф, и как о жанре. К числу подобных твёрдых форм относятся: канцона, секстина, терцины, октава, средневековая баллада, различные виды рондо (в Европе), а также рубаи, танка и хайку (в Азии). В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Твердые формы
ТВЕРДЫЕ ФОРМЫ. Твердыми (каноническими) могут быть: 1) стихи (строки); 2) строфы, как узаконенные (твердые) группировки твердых или нетвердых или твердых и нетвердых стихов; 3) формы в тесном смысле, как группировки строф, или одна твердая строфа, как твердая форма.
Между перечисленными твердыми формами (в широком смысле) и не твердыми формами тех же категорий незыблемой демаркационной линии провести нельзя. Форма, введенная одним поэтом или (чаще) группой их, становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами.
Не только форма, не трактуемая ныне, как твердая, может через несколько лет приобрести характер твердой, но в таком же положении может оказаться никем из нас еще не изученная форма, но уже ныне существующая. Напр., новая строфа в книге мало известного ныне поэта может стать через четверть века твердой формой. Нужны для того лишь известная степень конструктивности, гармоничности, новизны со стороны дающего автора и внимательной чуткости и знаний со стороны воспринимающих. Может быть и такой случай: ныне канонизированная форма может расплыться в свободную, перестать существовать или разбиться на иные формы — и твердые, и нетвердые. Может быть и такой случай: требования соблюдений канонов достаточно изученной формы могут измениться в стороны большей или меньшей строгости или в какую-либо иную. Все это, конечно, в порядке вещей, и в этом наука стиховедения разделяет судьбу всех вообще дисциплин знания.
При перенесении твердой формы из страны, ее родившей, в другую, язык которой имеет существенно отличные от языка первой законы, история знает случаи расцветания, углубления формы, случаи обратные и просто неприятие формы. Кроме законов лингвистических, идеологических (в случаях слития формы с определенной группой тем) и др. здесь гл. обр. действует закон глубинного осознания формы и свободное ее развитие, и обратный по результатам закон сухой стилизации, ученического подражания, неумение отличить существенных требований формы от случайностей лингвистического и индивидуально-авторского характера. С этой точки зрения интересны судьбы русского Сонета и Триолета (см.)
Твердым стихом (строкой) может быть назван определенный по счету стих твердой строфы, но не всякой твердой, а лишь той, метрика, стопика и каталектика которой, по сущности данной строфы, не могут иметь вариаций. Так, 2-й стих элегического дистиха есть твердый стих, потому что пентаметр в данном случае есть величина незыблемая, вплоть до цензуры, изменения не существенны. Из древних твердыми стихами могут быть названы определенные по счету архилохический, асклепиадов, алкаический, сапфический, — по тем же причинам тождественности схем.
Из ново-европейской поэзии твердыми стихами по тому же принципу могут быть названы, напр., определенный по счету стих Пушкинской строфы, но не октавы, не Спенсеровой строфы, — по причине двоякой возможности каталектики каждого данного стиха, и не триолета, напр., по той же причине и по причине неустановленности метра для данной формы.
В связи с дальнейшей схемой, предлагается такое строгое определение твердого стиха.
Твердыми строфами могут быть названы: 1) Строфы, каждый стих которых вполне закреплен метрически, стопически, каталектически и по расположению рифм, число и порядок стихов в которых не подвергаются изменениям: Пушкинская строфа, Державинская строфа.
2) Строфы, в которых соблюдены все перечисленные элементы тождества, кроме рифм: строфы древних.
3) Строфы, в которых соблюдены частично некоторые из элементов тождества, причем одна группа таких твердых строф настаивает главным образом на соблюдении одной группы элементов тождества, другая — другой: Терцины, Секстина, Риторнель, Персидская строфа, японские: Танка, Ката-ута, Буссо-кусекитаи, Хаи-каи; Сицилиана, Децима; определенные строфы (стансы) Сонета, строфы Вилланели, Вирелэ.
4) Твердые строфы, которые по сущности своей построены по принципу цепи, имеют обратную рифмовку каждого звена: Октава, Спенсерова строфа. Выделяю их в отдельную группу по указанной причине и еще потому, что ими принято писать более или менее крупные произведения. Но нет основания не допускать их одиночного существования. Тогда они перейдут в другую группу (твердых форм).
5) Твердые строфы, основанные на повторах строк, частей строк, групп строк. Определенные строфы Рондели, Рондо, Рондо сложного, Французской Баллады. К этой же группе следует отнести такую форму, как Триолет, оставив его параллельно в другой, так как его следует рассматривать и как твердую форму, и как твердую строфу, где его сцепление приобретает новые сложные законы.
Перечень этот не претендует быть ни полным, ни безусловным по разделению на группы. В 3-ю группу можно включить давно ставшие твердыми четверостишия с опоясанными рифмами (abba, baab), назвав их хотя бы опоясанными четверостишиями, четверостишие с перекрестными рифмами (baba), назвав его перекрестным четверостишием или пошлой строфой; пятистишие по схеме (babba), двустишия и т. д. в группу 5-ю следовало бы включить наиболее типичные схемы народного русского стиха, что я и делал при лабораторных и лекционных работах. В другую группу можно перенести, напр., Терцины по свойству их незавершенности. И многое еще. Важен приблизительно верный план, разобравшись в котором, внимательный исследователь пойдет дальше и глубже. Не следует забывать, что, более или менее случайно изучив несколько форм персидской, японской поэзии, мы пока не касаемся вовсе поэзии других неевропейских пародов.
Твердые формы удобно разделить на три группы:
1) Одна твердая строфа, имеющая или могущая иметь самостоятельное значение, или несколько твердых строф, связанных вместе по определенным законам: а) Риторнель, Персидская строфа, Танка, Децима; повторение этих форм здесь, помещенных уже в отделе строфики, необходимо и частью объяснено ранее; б) Сонет, в) Октава, Спенсерова строфа, Пушкинская строфа (по причинам, разъясненным выше).
2) Одна или несколько твердых строф, имеющие необходимым условием соблюдение повторов, вытекающее из сущности строфы или комбинаций строф: а) Триолет, Рондель, Рондо; б) Рондо сложное, Французская Баллада. Эта группа разделена мною на две подгруппы на том основании, что вторая, имея относительно большую свободу в количестве строф, резко отличается от первой, имеющей в этом смысле строгий канон. Неизбежно по этому плану эта подгруппа столкнется со следующей группой.
3) Формы, имеющие свойства твердых и свободных вместе, могущие быть названными переходными: Канцона, Газелла, Вирелэ, Вилланель и упомянутые ранее Рондо сложное, Французская Баллада. Свойства, роднящие эти формы друг с другом, меньшая или большая свобода в количестве строф, а в некоторых — стихов, что дает право некоторым из этих форм именоваться бесконечными. Различие главным образом в том, что одни формы основаны на непременных повторах, другие их не употребляют или могут не употреблять. О неисчерпанности перечня и возможных перестановках то же, что сказано по этому поводу о твердых строфах.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "твёрдые формы" в других словарях:

  • Твёрдые формы — Твёрдая форма это «парадигматическая константа, охватывающая произведение в целом» (М. И. Шапир)[1], иными словами совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой… …   Википедия

  • твёрдые формы — стихотворные формы, заранее определяющие объём, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (а отчасти  и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии с XIII XV вв. употребительны преимущественно твёрдые формы французского …   Энциклопедический словарь

  • Твёрдые формы — Твердые формы ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ, стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии сонет, триолет, рондо и др.; в восточной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ — ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ, стихотворные формы, заранее определяющие объем, метр, рифмовку, строфику целого небольшого стихотворения (отчасти и образный строй, композицию и пр.). В европейской поэзии сонет, триолет, рондо и др.; в восточной газель, рубаи,… …   Современная энциклопедия

  • твёрдые формы стиха — ТВЁРДЫЕ ФО´РМЫ СТИХА´ условный термин, установившийся за такими стихотворениями строфической формы, как сонет, рондо, триолет, секстина большая и пр …   Поэтический словарь

  • МАГНИТНО-ТВЁРДЫЕ МАТЕРИАЛЫ — (магнитно жёсткие или высококоэрцитивные материалы), магнитные материалы (ферро и ферримагнетики), к рые намагничиваются до насыщения и перемагничиваются в сравнительно сильных магн. полях, напряжённостью в тысячи и десятки тысяч А/м (102 103 Э) …   Физическая энциклопедия

  • Твёрдые сплавы — твёрдые и износостойкие металлические материалы, способные сохранять эти свойства при 900 1150 °C. В основном изготовляются из высокотвердых и тугоплавких материалов на основе карбидов вольфрама, титана, тантала, хрома, связанные кобальтовой …   Википедия

  • Твёрдые стихотворные формы — ист. сложившиеся типы стихотв. форм, в к рых б. или менее строго определено кол во стихов, способ рифмовки и строфич. построение, иногда правила повтора стихов, периодов или их частей на определ. месте. В стиховедении Т. С. Ф. традиц.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Магнитно-твёрдые материалы —         магнитно жёсткие (высококоэрцитивные) материалы, Магнитные материалы, которые намагничиваются до насыщения и перемагничиваются в сравнительно сильных магнитных полях напряжённостью в тысячи и десятки тысяч а/м (102 103 э). М. т. м.… …   Большая советская энциклопедия

  • Лекарственные формы для инъекций — это лекарственные формы для парентерального применения в виде растворов, суспензий, эмульсий. Растворы для инъекций могут приготовляться непосредственно перед введением из твердых лекарственных веществ (порошки, лиофилизированные массы, таблетки) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»