Ренан

Ренан
Ренан

       
РЕНАН Эрнест (1823—1892) — французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. — также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.
       Первая «философская драма» Р. — «Caliban» (Калибан, 1878) — является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан — этот первобытный дикарь — с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей — аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.
       «L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) — продолжение «Калибана» — в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.
       В «Le pretre de Nemi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно — Р. хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил».
       Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.
       К художественному наследию Р. относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» (1863), в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ — не бога, а человека — проникнут психологизмом.

Библиография:

I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902—1903 (т. V. Философские диалоги; т. VII. Философские драмы; т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909; Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка — в «Сев. вестнике», 1890, VII; Трепальщик льна — в «Русском обозрении», 1893, V; Эмма Козилис — там же, 1893, VI; Жуарская игуменья — в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI.
       

II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920; Kuchler W., E. Renan, Gotha, 1921; Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923; Brunetiere F., Pages sur E. Renan, P., 1924; Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928; Renard E., E. Renan. Les etapes de sa pensee, P., 1929; Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан — «Вестник Европы», 1879, I; Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V; Страхов Н., Ренан, в кн. автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882; Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888; Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891; Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII; Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI; Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I; Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895; Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. сочин.», т. XII, Киев, 1903; Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910.
       

III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des Ouvres de Renan, P., 1923.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Ренан" в других словарях:

  • РЕНАН — PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань – ум. 2 окт. 1892, Париж) – франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал… …   Философская энциклопедия

  • РЕНАН — (Renan) Жозеф Эрнест (1823 92), французский писатель, историк религии. В Жизни Иисуса (книги 1 8, 1863 83; пользовалась популярностью 1 я книга История происхождения христианства ) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником …   Современная энциклопедия

  • Ренан — (Renan) Жозеф Эрнест (1823 1892) знаменитый французский историк и писатель. В 1856 г. был избран в члены Академии Надписей; в 1860 г. командирован в Сирию и затем назначен профессором еврейского, халдейского и сирийского языков в College de… …   1000 биографий

  • Ренан — (Жозеф Эрнест Renan) знаменитый французский филолог иисторик, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец,небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. вдетстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Ренан Ж. — Эрнест Ренан Жозеф Эрнест Ренан (фр. Joseph Ernest Renan; 27 февраля 1823, Трегье, Кот д’Армор  2 октября 1892, Париж)  французский писатель, историк и филолог. Содержание 1 Детство …   Википедия

  • Ренан Ж. Э. — Эрнест Ренан Жозеф Эрнест Ренан (фр. Joseph Ernest Renan; 27 февраля 1823, Трегье, Кот д’Армор  2 октября 1892, Париж)  французский писатель, историк и филолог. Содержание 1 Детство …   Википедия

  • Ренан (Во) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ренан. Город Ренан Renens Герб …   Википедия

  • Ренан — Персоналии: Ренан, Жозеф Эрнест  французский писатель, историк и филолог Ренан Брито Соарес  бразильский футбольный вратарь Ренан Калье  эквадорский футболист Населённые пункты в Швейцарии: Ренан (Берн) Ренан (Во) …   Википедия

  • Ренан Эрнест — (Renan) Ренан Жозеф Эрнест (Renan, Ernest) (1823 1892) Французский писатель, филолог, историк религии. Отличался скептицизмом. 1860 иностранный член корреспондент Петербургской Академии наук. Среди произведений Жизнь Иисуса в 8 книгах (1863 1868) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест — (1823 92) французский писатель, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1860). В Истории происхождения христианства (кн. 1 8, 1863 83) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником. Критикуя Библию, пытался… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»