- РЕНАН
- РЕНАН
-
PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань – ум. 2 окт. 1892, Париж) – франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира – создание более совершенного человека, цель развития – осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его «La vie de Jesus». На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы «Histoire des origines du christianisme» и «Histoire du peuple d'Israel» могут рассматриваться как продолжение и введение к «Жизни Иисуса». Осн. произв. (кроме указанных): «Averroes et L'Averroisme», 1852; «Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855; «Etudes d'histoire religieuse», 1857; «Souvenirs d'enfance et de jeunesse», 1833.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- РЕНА́Н
-
(Renan), Жозеф Эрнест (27 февр. 1823 – 2 окт. 1892) – франц. философ, историк религии, семитолог, член Франц. академии (с 1879). Учился в духовных семинариях. Познакомившись в процессе богословских занятий с критикой Библии представителями тюбингенской школы, Р. в 1845 покинул семинарию и отказался от духовной карьеры. Задумав создать критич. историю раннего христианства, Р. осуществил свой замысел в "Истории происхождения христианства" ("Histoire des origines du christianisme", v. 1–8, P., 1863–83, в рус. пер. – "История первых веков христианства", т. 1–7, СПБ, [б. г.]), принесшей ему огромную известность во всей Европе. "Очищая" Новый завет от всего сверхъестественного, Р. изобразил Иисуса Христа лишь исторически существовавшим проповедником, что вызвало резкие нападки со стороны клерик. кругов, увидевших в Р. "эхо старого Вольтера". Считая, что искусство историка состоит в том, чтобы из полудостоверных частностей начертать достоверное целое и что в работу надо включать не только то, что было, но и то, "что вероятно могло быть", Р. допускал в своих соч. крайний субъективизм в оценках и произвольные реконструкции, причудливо переплетенные с исторически достоверными свидетельствами. Все это, при сентимент. идеализации осн. персонажа (Иисуса Христа) придавало историч. работам Р. характер не столько науч. исследования, сколько художеств. повествования, что и побудило критиков оценить его соч. как "церковно-исторический роман" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 469; см. также с. 473).Филос. воззрения Р. эклектичны. Будучи позитивистом, он считал, что развитие природы и общества детерминировано и следует объективным законам, не содержащим в себе ничего сверхъестественного. Но наряду с этим он говорил о некоей идеальной цели мирового процесса. Делая своей исходной позицией принцип "благожелательного скептицизма", Р. утверждал возможность одновременного приятия мыслителем всех филос. систем. "Время абсолютных систем прошло... Прежде каждый имел систему; он ею жил; он умирал за нее. Теперь мы последовательно проходим через все системы, или, что значительно лучше, постигаем их все одновременно" ("Dialogues et fragments philosophiques", P., 1876, p. VIII–IX). Признавая нравств. значение религии, Р. видел в ней целительную, утешающую иллюзию и рассматривал ее в целом как выражение нравств. и духовных особенностей народа.Соч.: Histoire générale et système comparé des langues sémitiques, P., 1855; Histoire du peuple d'Israël, t. 1–5, P., 1887–93; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–12, К., [1902]; История израильского народа, т. 1–2, СПБ, 1908–11.Лит.: Дрондое Г., Франц. позитивизм второй пол. XIX в. (Ипполит Тэн и Эрнест Жозеф Ренан), Л., 1962 (Автореф. дисс).М. Кубланов. Ленинград.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- РЕНАН
-
РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (27 февраля 1823, Третье, Бретань — 2 октября 1892, Париж) — французский философ, историк христианства, семитолог, член Французской академии. Учился в духовных семинариях (1838—45), одновременно посещал лекции в “Коллеж де Франс”. Его церковная карьера была недолгой, Ренан занялся самостоятельным изучением семитической филологии. С 1849 по 1862 работал в Национальной библиотеке. В 1852 получил докторскую степень за исследование об Аверроэсе и сирийских переводах Аристотеля. В 1861—62 Ренан участвовал в археологических раскопках в Сирии, по возвращении в Париж занял кафедру еврейского, халдейского и сирийского языков в “Коллеж де Франс”, но вскоре был вынужден оставить ее: в предъявленном ему обвинении говорилось, чтоего лекции подрывают гражданское согласие в обществе. В 1870 восстановлен в качестве преподавателя в “Коллеж де Франс”. Ренан становится одной из ведущих фигур в культурной, научной и литературной жизни Франции. В философии он склонялся к позитивизму: метафизика невозможна, познание носит относительный характер, а цель истории — создание более совершенного человека.Главное дело жизни Ренана — многотомная “История происхождения христианства” (Histoire des origines du christianisme, I—VIII, 1863—1883; в рус. пер. История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г.). Первой в этом ряду публикацией была знаменитая книга “Жизнь Иисуса” (La vie de Jesus, 1863; рус. пер. в 1902), в которой Ренан, вслед за Д. Штраусом, “очищает” Новый Завет от всего чудесного, сверхъестественного и представляет Иисуса Христа как исторически существовавшего и наделенного особым даром проповедника. Ренан видит искусство историка в том, чтобы из полудостоверных источников восстановить достоверное целое, дополняя то, “что было”, тем, “что вероятно могло быть”, т. е. довольно субъективными оценками и реконструкциями. По этой причине исследования Ренана оценивались многими как “историческая беллетристика”.Свою методологию Ренан определял как “благожелательный скептицизм”, в основе которого лежит убеждение, что время “абсолютных систем” прошло и ныне каждый мыслитель принимает одновременно множество самых разных философских систем или последовательно проходит через них. Помимо исследований в области семитической филологии и философских штудий он занимался также исламской философией и проблемой происхождения ислама. Но главными остались его работы по истории Израиля, библеистике и истории раннего христианства. Сочинения Ренана показывают переход от религиозно-теологического к историко-критическому рассмотрению документов, учений и истории христианства. В них выражается не только личность их автора, но также религиозная и культурная жизнь его эпохи.Соч.: Собр. соч., т. 1—12. СПб., 1902; История первых веков христианства, т. 1—7. СПб., б. г. ; Апостол Павел. М., 1991 (репринт); Жизнь Иисуса. М., 1991 (репринт); МаркАврелий и конец античного мира. М., 1991 (репринт); Христианская церковь. М., 1991 (репринт); Histoire générale et système comparé des langues sémitiques. P., 1855; Dialogues et fragments philosophiques. P., 1876; Histoire du peuple d'Israël, т. 1-5. P., 1887-93.Лит.; BertheiotS. La pensée philosophique de Renan.— Revue de métaphysique et morale, 1923, N 30; Mon L. Ernest Renan. P., 1921; SoreiG. Le système historique de Renan, 4 ed. P., 1904-1906.В. И. Гарадзка
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.