Припев, или рефрен


Припев, или рефрен
Припев, или рефрен

       
ПРИПЕВ, или РЕФРЕН (франц. refrain) — часть песни, нередко обособленная по смыслу и по ритму, исполняемая хором или в одиночку, перемежая песню (в особенности при строфическом ее строении) или повторяясь в конце ее. В трудовых песнях П. первоначально — лишь односложное отрывистое восклицание, регулирующее рабочий ритм той или иной производственной работы. Таков возглас «эх», вырывающийся при рубке дров, сбрасывании тяжестей, вытягивании каната и пр. тяжелых работах. Чередуясь со словами трудовой песни, эти восклицания делаются П. Примером примитивного П. служит песня австрийских рабочих при сдвигании и оттаскивании бревен:
       
«Hii ruck
       Hioo ruck,
       Hiio schieben» (при последнем слове бревно сбрасывается).
       
Более сложным является П., в котором регулирующий движения ритм осуществляется подбором отдельных слов, еще не связанных по смыслу с текстом песни. Таков П. русской песни, запеваемой на помогах (тасканье и скидывание бревен):
       
«Пошли девки за водой, еще разок!
       Потонули все до одной, еще разок!
       Стали мельника ругать, еще разок!
       Мельницу да проклинать, еще разок!»
       
Наконец наиболее совершенным видом П. является тот, который не только заканчивает строфу или песню, но и образует с ней единое целое. Таков П. «Дубинушки».
       В плясовых песнях и играх П. первоначально не что иное, как возглас, издаваемый в момент сильного аффекта, вызванного чрезвычайным напряжением мускулов, и дающий выход накопившейся энергии. Таковы крики «асса» (Кавказ), издаваемые во время пляски, сопровождаемые ритмическими ударами в ладоши. Впоследствии эти односложные восклицания сменяются, как и в трудовых песнях, словами и сложными фразами, связанными или не связанными с текстом песни.
       Те же стадии развития проходит П. военных (боевых и походных) песен, ведущий свое начало от военного клича и от рабочего П., регулирующего шаг.
       Из древних ритуальных плясов П. проникает в обрядовую песню. Ср.:
       
«Не радуйтесь вы, дубы, вязья,
       Лило, лило!
       Не к вам идем,
       Не вам песни поем,
       Лило, лило!» (Троицкая песня, б. Чебоксарского у., б. Казанской губ., сейчас Чувашской АССР).
       
Примером более осмысленного П. служит П. в известной обрядовой песне «А мы просо сеяли, сеяли...» П. является неотъемлемой частью всех видов обрядовой песни как на Западе, так и у славян. Болгарские и сербские Лазаревы песни, белорусские волочобные, немецкие весенние, русские песни «вынесения смерти», «заклинания дождя» и т. п. — все эти песни неизменно сопровождались П.
       П. продолжает жить и в позднейшей устной поэзии, напр. в частушке, плясовой, блатной, любовной (так наз. «страдания»), сохраняя свойственную ей оригинальность текста. П. здесь встречается двоякий: либо он не соответствует тексту, являясь обособленной, не связанной по смыслу частью его, либо сохраняет смысл, тождественный тексту. Таков напр. П. в блатной частушке.
       Из фольклорной песни П. очень рано проникает в различные жанры поэзии индивидуальной, приобретая здесь особенно изысканные и усложненные формы и по ритмическому строению, образуя часть строфического целого (рефрен в структуре баллады, ронделя и т. п.) и по смыслу выступая в виде логически связанных между собой фраз, имеющих тесную связь с текстом (Беранже, Гейне, Курочкин и др.). Зачастую П. служит также совершенно самостоятельный куплет, повторяемый после каждой строфы.

Библиография:
Stark F., Der Kehrreim in der deutschen Literatur, Diss., Gottingen, 1886; Meyer R. M., Ueber den Refrain, «Zeitschrift f. vergleich. Literaturgeschichte», 1886, I, S. 34—47; Его же, Die Formen des Refrains, «Euphorion», 1898, V, S. 1—24; Thurau G., Der Refrain in d. franzos. Chanson, Berlin, 1901; Schreiter O., Der Kehrreim als dichterisches Ausdrucksmittel, «Zeitschrift fur den deutschen Unterricht», 1916, 30 Bde, S. 672—674; Habermann P., Kehrreim, в кн. «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», B. II, Berlin, 1926—1928 (дана литература); Бюхер Карл, Работа и ритм, перев. С. С. Заяицкого, М., 1923; Веселовский А., Поэтика, т. I, СПБ, 1913; Шишмарев В., Лирика и лирики средневековья, Париж, 1911; Аничков Е., Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян, чч. 1 и 2, СПБ, 1903—1905.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Припев, или рефрен" в других словарях:

  • РЕФРЕН — припев. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РЕФРЕН припев; повторение одних и тех же слов после каждой строфы или куплета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Рефрен — см. Припев. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. рефрен …   Литературная энциклопедия

  • рефрен — а, м. refrain m. <ст. фр. refraindre дробить, ломать <лат. refrenare сдерживать. 1. Стих и или несколько стихов, повторяющихся в конце каждого куплета стихотворения или песни; припев. БАС 1. Сон учинен, наподобие одной одной французской La… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Рефрен —     РЕФРЕН (refrain) повтор (иногда припев) одного или нескольких слов или строк. Указывает на народное происхождение. В твердых формах рефрен встречается в Рондо, в Рондели, во Французской балладе.     И. Р …   Словарь литературных терминов

  • РЕФРЕН — РЕФРЕН, рефрена, муж. (франц. refrain) (лит.). Припев, стихи, повторяющиеся в конце каждого куплета или строфы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Припев — Вы читаете самую свежую версию статьи; также доступна выверенная версия. Рефрен (от стар. фр. refrain (от refraindre)  «повторять»)  в музыке, определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения. В поэзии… …   Википедия

  • Рефрен —         (франц. refrain припев) термин, введённый для обозначения повторений окончания строфы (одной или неск. строк, порой и одного слова) в песенных формах 12 16 вв. Такие Р. характерны для баллад, франц. рондо, виреле, итал. вилланеллы и… …   Музыкальная энциклопедия

  • рефрен — а; м. [франц. refrain] Спец. Стих или группа стихов, повторяющихся в стихотворении или песне; припев. Повторять р. трижды. Однообразный р. (также: о частом повторении одного и того же). ◁ Рефренный, ая, ое. Р ые строки песни. * * * рефрен (франц …   Энциклопедический словарь

  • Рефрен — (франц. refrain)         1) в поэзии повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного Куплета, когда Р. разрастается до целой строфы, он обычно называется Припевом. Р. и припев развились в народной лирике, где запев исполнялся обычно… …   Большая советская энциклопедия

  • Рефрен — м. 1. Один или несколько повторяющихся стихов, замыкающих строфу или группу строф в стихотворении. 2. Часть вокального произведения куплетной формы, повторяющаяся в неизменном виде; припев I 1.. 3. Главная тема рондо, многократно повторяющаяся в… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.