- Прешерн
- Прешерн
-
ПРЕШЕРН Франц Ксаверий (Франце Прешерен, 1800—1849) — крупнейший словенский поэт, выдающийся деятель словенского нац. движения. Р. в зажиточной крестьянской семье. Учился сначала в гимназии, затем кончил юридический факультет в Вене. Первые его стихотворения написаны на немецком языке. Однако к концу 20-х гг. П. окончательно приобщился к народному языку. К этому же времени относится его деятельное участие в издании альманаха «Пчела». Вся дальнейшая литературная деятельность П. носит ярко выраженный националистический характер. Идеолог самоутверждающейся буржуазии, П. выступил как активный борец за национальную культуру. Общественно-политические взгляды П. ярче всего выражены в его «Здравнице», где он защищает идеи национальной независимости и содружества народов на буржуазной основе. Находясь под сильным влиянием романтиков, П. в образах прошлого выражал идеи современной ему прогрессивной буржуазии, боровшейся за национальную независимость и национальное самоутверждение. Большое место в его творчестве занимают исторические темы, в особенности из эпохи словенского средневековья. Таков его «Крст при Савици» (Крест у Савицы, 1836) — большой рассказ в стихах, в котором дано описание последних боев словенцев против христианства, распространяемого «огнем и мечом». Глубокий романтик, индивидуалист, поэт любовной лирики по преимуществу, Прешерн в своей лирике достиг высокого художественного мастерства. Он первый ввел в словенскую поэзию романские формы поэзии, испанские ассонансы, восточные газели, нибелунгскую строфу, сатиры тиры и т. п. П. создал новый словенский поэтический язык. Его стихи читаются до сих пор. Лучшими его лирическими произведениями являются: «Сонетни венац» (1834), посвященное несчастной любви поэта к Юлии Примид, «Nezakorska mati» (Незаконная мать), в которой П. воспевает любовь девушки к своему внебрачному ребенку, и «Крест у Савицы». Эти стихотворения поражают до сих пор свежестью, глубиной чувства и огромным мастерством формы.
Влияние П. на дальнейшее развитие словенской литературы было громадно; он надолго определил ее пути; не только окончательно утвердил словенский язык в правах литературного языка, но и окончательно разбил среди словенцев движение иллиризма (попытка создания нового иллирического языка искусственным образом из смеси словенского, хорватского и сербского языков).
С П. словенская литература вступает в круг зап.-европейской литературы.Библиография:
Станојевић Ст., Народна Енциклопедија српско-хрватско-словенска, т. III, Загреб, 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.