Описательная поэзия


Описательная поэзия
Описательная поэзия

       
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ — термин, обозначающий жанр, охватывающий поэтические произведения обычно крупного размера, описывающие ландшафт. Первые образцы О. п. можно найти еще в XVII в. (Д. Денам (G. Denham) — поэма «Куперз Хилл» (Cooper’s Hill, 1642) и др.), но существование О. п. как жанра начинается в XVIII. в. в Англии, когда обуржуазившееся дворянство, а вместе с ним гонящаяся за «джентльменством» буржуазия начинают воспринимать «утехи бытия» как непременный атрибут повседневной жизни. В среде спасенных от разорения дворян и стремящихся войти в ряды землевладельцев буржуа возникает потребность в сочувственном и достаточно обстоятельном отображении сельской жизни с ее «радостями» на лоне плодоносной вечно молодой природы.
       Создателем О. п. как жанра выступает английский поэт Томсон (см.), автор знаменитой в свое время поэмы «Времена года» (The Seasons, 1726—1730), вызвавшей многочисленные подражания в зап.-европейской литературе XVIII в. Центральный момент жанра — природа — выступает основной темой произведения; человек же входит в поэму в качестве неотделимого от природы элемента. Последняя дается в тщательных и подробных описаниях, лишенных аллегорических или символических тенденций. Перед наблюдателем (в поэме не действующим) проходит ряд картин, дополняющих, оттеняющих, развивающих одна другую. Иные, окрашиваемые чувствительностью, нередко связанные с идеями деизма, разрастаются в эпизоды, сочетаясь с «живописностью». При этом О. п. часто мыслится авторами как профессиональное, деловое сообщение. Томсон описывает ужение: «Но пусть на твоем крючке пытаемый червь Судорожно не вьется в корчевых кольцах и т. д.» («Весна»). Подражатель Томсона, французский поэт Делиль (см.) желает «дать урок об том, как нарядить лужайку, холм, лесок» («Сады», перев. Воейкова), дает советы об акклиматизации в «Сельском жителе» и пр. Такого рода отступления, занимающие основное место в «эпизодах» О. п., весьма характерны для практицизма сознания обуржуазившегося дворянства, стремившегося включиться в развитие капиталистических отношений, делавших в Англии XVIII в. значительные успехи.
       «Времена года» имели очень большой успех. Им открыто подражали Сен-Ламбер, Лео — авторы одноименных поэм («Les saisons») — и др. Однако жанр в самой Англии в сущности заканчивается Томсоном. Все большее обуржуазивание литературы увеличивает в поэзии роль человека, — из пассивной фигуры превращает его в активную, спокойная дескрипция сменяется либо технологической дидактикой, либо сентиментальным натурализмом.
       Описательную поэму у отступающей аристократии сменяет оссианизм (см. «Оссиан»), где ландшафт играет конструктивно-эмотивную роль, и меланхолическая лирика (Коллинз (см.), Грей (см.)), переходящая в кладбищенскую поэзию (см.) или меланхолическую поэму, вбирающую в себя элементы О. п. (Юнг (см.) и др.). Э. Дарвин (см.) пытается воскресить жанр («Любовь растений» — The loves of the plants, 1789; «Экономия произрастания», 1792), который окончательно деградирует в творчестве Вордсворта (см.), пытавшегося в «Вечерней прогулке» (An evening Walk, 1793) и «Описательных очерках... во время пешей прогулки в Альпах» (Descriptive Sketches, 1793) подчинить О. п. строгим канонам классицизма Попа. Ничто однако не могло вернуть О. п. ее авторитета: буржуазия требовала от поэзии действия и мысли. Только в послевоенные годы XX в. упадочная уже английская буржуазия делает отдельные попытки возродить О. п. (лауреат Р. Бриджес и др.).
       С 60-х гг. XVIII в. О. п. переходит во Францию, аристократия к-рой задает тон всей европейской аристократии. Сен-Ламбер в предисловии к «Временам года» (1768) заявляет: «Томсон хотел, чтобы природой восхищались, я хочу заставить полюбить ее». Но эту природу нужно «возвеличить, украсить, сделать интересной». Для этого «не надо помещать несчастных крестьян... у них чувств не больше, чем мыслей... у них плутовство, чрезмерное лукавство, какое природа дает слабым животным... Есть в полях богатые труженики, зажиточные крестьяне: вот они нравственны». Эта природа, сдаваемая фермерам в аренду, образует материал французской О. п. и в переложенных Делилем (1770) «Георгиках» Вергилия (Georgiques de Virgile) и в «Месяцах» (Les mois, 1779) Руше и в «Садах, или Искусстве украшать пейзажи» (Les jardins ou l’art d’embellir les paysages, 1782), в «Жителе полей» (L’homme des champs, 1802), «Трех царствах природы» (Les trois regnes de la nature, 1808) Делиля и т. д., все более вбирая из дидактической поэзии наставительную сентенциозность. Сентенциозность и морализаторство постепенно начинают преобладать в описательной поэзии, и самое описание постепенно исчезает из поэмы. Остается условная «натура» — повод для обычно эротической сцены с нравоучением, что и входит в общий фонд французской аристократической литературы, образует тот пасторальный, античный, экзотический фон, на котором развертываются действия или чувства поэзии Парни (см.) и элегиков его школы. Сюда не проникает сентиментализм, столь типичный для английской обуржуазившейся поэзии; здесь нет и стремления к точности зарисовки: природа — раз и навсегда условно намалеванный задник, перед к-рым столь же условно переодетые персонажи произносят заученные реплики. В Германии наиболее значительными образцами О. п. могут считаться «Земные удовольствия в боге» (1721—1748) Брокеса, «Весна» Э. фон Клейста. Созерцая природу, Брокес неизменно мыслит о величии и благости бога; для него здешний мир — лишь отблеск мира потустороннего. Представитель слабого еще немецкого бюргерства, он крайне пассивен в своей любви к земному, люди выпадают из сферы его внимания. «Весна» Клейста — опыт феодальной идиллии.
       Русская поэзия видимо не знает О. п. как жанра. Картины барской жизни в «Евгению. Жизнь Званская» (1807) Державина (см.) дают исключительную конкретность описаний, но она вообще свойственна поэтике Державина. Единственно чистые случаи О. п. — переводы Станевича (1804) из Делиля. Любопытно возрождение О. п. в XX в. в творчестве П. Радимова (см.).

Библиография:
Цертелев Н., О поэзии описательной, «Соревнователь просвещения и благотворения», ч. 21, 1823, кн. III; Розинов М. Н., Ж. Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в., М., 1910; см. также библиографию к упомянутым автором словам: «Кладбищенская поэзия», «Оссиан», «Сентиментализм»; Morel L., James Thomson, P., 1895; Texte J., J. J. Rousseau et les origines du cosmopolitisme litteraire, P., 1895; Potez H., L’elegie en France avant le romantisme, P., 1898; Mornet D., Le sentiment de la nature en France..., P., 1907; Van Tieghem P., La poesie de la nuit et des tombeaux en Europe au XVIII siecle, P., 1921; Haas C. E., de, Nature and Country in English Poetry of the first Half of the XVIII Century, Amsterdam, 1928; FlemmingW., Der Wandel des deutschen Naturgefuhls vom 15 zum 18 Jahrhundert, Halle, 1931.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.


.

Смотреть что такое "Описательная поэзия" в других словарях:

  • ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ — (греч. epikos, от ероз эпос). Поэтические произведения, заключающие объективное изображение явлений или событий внешнего мира. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ греч. epikos, от epos …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в …   Литературная энциклопедия

  • Скандинавские литературы — Введение Датская литература Шведская литература Норвежская литература Исландская литература Библиография Древнейшими дошедшими до нас памятниками С.л. являются стихотворные произведения, известные и из рунических надписей (см. Руны) и в гораздо… …   Литературная энциклопедия

  • Испано-американская литература — ИСПАНО АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Понятие испано американской лит ры охватывает собою литературную продукцию (на испанском языке) на территории центральных и южно американских республик, составлявшей в прошлом область колониальных владений Испании… …   Литературная энциклопедия

  • Лессинг — Готфрид Эфраим (Gottfried Ephraim Lessing, 1729 1781) немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения (см.). Родился в саксонском городке Каменец в семье пастора. С 1746 студент Лейпцигского университета;… …   Литературная энциклопедия

  • Путешествие — наравне с хроникой (см.) одна из форм изложения научной литературы (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к… …   Литературная энциклопедия

  • Место действия — наряду со временем (см.) обязательная предпосылка сюжетного развертывания событий, изображаемых в литературном произведении. Поскольку литературное произведение всегда отражает в той или иной мере бытие, объективную действительность, а… …   Литературная энциклопедия

  • эстетический — Акт, актёр, акция, визитация, визитатор, галиматья, гармония, героизм, интересный, катастрофа, курьер, лакей, меланхолия, мина, монотония, моральный, прокламация, публика, религия, сорт, сцена, талия, энтузиазм, эстетический. С процессом… …   История слов

  • ДИЛЬТЕЙ — (Dilthey) Вильгельм (1833 1911) нем. философ, историк культуры, представитель философии жизни, основоположник «понимающей психологии», один из основателей исторической герменевтики. С 1867 по 1908 проф. ун тов в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине.… …   Философская энциклопедия

  • ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература польского народа. Развивается на польском языке. Старопольскую литературу обычно делят на три периода: средневековье (XII—XV вв.), Возрождение (XVI в.) и барокко (до середины XVIII в.). Наличие в Польше… …   Литературный энциклопедический словарь


We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.