- Киргизская литература
- Киргизская литература
-
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. — «Киргизы принадлежат к числу древнейших народов Средней Азии. Из народов, живущих в Средней Азии в настоящее время, нет повидимому ни одного названия, к-рое так рано встречалось бы в истории» (акад. Бартольд).
Еще в глубокой древности киргизы селились по берегам Енисея. Киргизы, ныне живущие в Тянь-Шане, являются выходцами из Сибири, где они раньше населяли побережья этой реки; точной даты их переселения нет: предположительно оно приурочивается к XVII столетию. С незапамятных времен, а также в эпоху преобразования в самостоятельное государство и после своего переселения киргизы вели кочевой образ жизни; основным их занятием являлось скотоводство. Родовой уклад жизни киргиз, их быт, обычаи, кочевье и непрерывные войны, к-рые они были вынуждены вести из-за пастбищ, нашли отражение и в их творчестве; воспевается гл. обр. тот или иной герой, сражающийся с калмыками или китайцами. Киргизский эпос отличается тем, что изображаемая личность не совершает каких-либо сверхчеловеческих подвигов; в нем повествуется о заслугах отдельных героев, выдвигаемых самой жизнью и тесно связанных с современным им общественным строем.
Устное творчество киргиз по своему содержанию не уступает творчеству ни одного из тюркских племен; наибольшее развитие получила эпическая поэзия. Из киргизских устных поэм наибольшими художественными достоинствами и наибольшей яркостью изображения жизни и идеологии племенных вождей отличаются поэмы «Манас», «Семетей», «Сейтек», «Эртоштук». Они очевидно относятся к периоду, когда киргизы утратили свою независимость. До нас не дошли рукописи этих поэм, хотя о существовании киргизской письменности свидетельствуют орхонские надмогильные надписи VII и VIII вв. христ. эры. Названные поэмы о народных героях, сохранившиеся среди киргиз нынешней Кирреспублики, совершенно неизвестны «кахасам» (киргизам, живущим на Енисее) за исключением «Эртоштук». Это конечно объясняется тем, что кахасы, осев на землю, с течением времени превратились в мирных пахарей, и поэмы, воспевавшие воинские подвиги, больше не привлекали их внимания. Киргизы же, продолжавшие вести кочевой образ жизни, были окружены с трех сторон врагами — китайцами, калмыками и казаками. Это требовало от них особого напряжения сил и героизма. В этом и следует искать причину бытования среди них названных поэм, воспевавших воинскую доблесть.
Акад. Радлов говорит, что героические поэмы «Манас» и «Семетей» как художественные памятники не уступают «Илиаде». Эту точку зрения разделяют и другие ученые-востоковеды. Поэмы «Манас», «Семетей» и «Сейтек» по своему объему занимают приблизительно 160 печ. листов. В 1862—1869 Радлов собрал отрывки этих поэм, и в 1885 они были изданы книгой в 600 страниц. Все эти поэмы передавались из рода в род устно и исполнялись «джомокчу» (былинные сказители). В печатном виде они составят не менее 15 тт. Кроме поэм «Манас», «Семетей», «Сейтек» и «Эртоштук» известен ряд поэм о народных героях: «Курманбек» (вышел из печати), «Кедей-Хан», «Коджо-Джаш», «Джаныш Байш» и «Саринджи Бёкой». Помимо эпоса о народных героях существует еще ряд произведений устного творчества, авторы к-рых назывались «рчи» (певец), «акун» (поэт) и «джамакчи» (импровизатор). Большинство их теперь собрано и подготовляется к изданию Научно-исследовательским институтом Киргизской АССР.
Историю киргиз надо рассматривать в членении на два периода:
1. Период независимости киргизского народа, т. е. — до покорения киргиз русским царизмом.
2. Период после русского завоевания.
В первый период, как указано выше, основным занятием киргиз было скотоводство; земледелие же занимало весьма незначительное место в хозяйстве. С проникновением торгового капитала кашгарцы и узбеки стали доставлять киргизам разные ткани и другие изделия в обмен на скот. Отдельные киргизские роды представляли в то время самостоятельные «уделы» того или иного ханства и вели между собою непрерывную войну. Род Солто, часть рода Саяк и Сарыбагиш, а также южная часть Киргизии признавали над собой сюзеренитет Кокандского ханства. Зависимость от последнего выражалась большею частью в сборе налогов и податей так наз. «тюндуккой» — натурой.
В период, предшествовавший русскому завоеванию, киргизы подразделялись на три социальные группы: батыри (родовые старейшины), букара (чернь) и рабы. При этом полнота власти находилась в руках родовых старейшин, к-рые фактически являлись диктаторами над всеми остальными группами вплоть до потери самостоятельности и покорения киргиз русскими в 1865. В этот период поэмы «Манас», «Семетей» и другие, воспевавшие воинские подвиги и победы, пользовались большой любовью, особенно среди батырей.
Во второй период земледельческое хозяйство уже начинает заметно развиваться и занимать более существенное место, чем до покорения киргиз русскими. Торговый капитал начинает пускать корни; в зачаточной форме появляется промышленный капитализм. Хотя в хозяйственной жизни киргиз между первым и вторым периодами в основном не было заметной разницы, поэмы о народных героях — «Манас», «Семетей», «Сейтек» и др. — уже приобрели во втором периоде несколько иное значение: возникали воспоминания о былой независимости, мечты об избавлении от ненавистного ига; эти поэмы таким образом поддерживали национальный дух (по существу своему несомненно феодальный) киргизского народа, и жизнь сама выдвигала знаменитых певцов и сказителей. «Манас», «Семетей» и др. поэмы исполнялись всегда перед родовыми старейшинами — манапами, ибо певцы и сказители занимали определенное общественное положение и были тесно связаны с манапами и баями. Кроме того они получали вознаграждение. Эти певцы, естественно, не адресовали свои поэмы батракам и беднякам, хотя последние и присутствовали при их исполнении. Поэмы о подвигах знатных героев (манапы, баи и т. п.) внушали киргизской массе, что старейшины, манапы и баи являются людьми привилегированными вследствие унаследованных ими исключительных способностей и доблестей. Таким образом эти поэмы тесно связаны с классовыми интересами феодалов. «Рчи», «акун» и «джамакчи» в своих произведениях также отражали главным образом жизнь и интересы знатной части киргиз. С потерей самостоятельности начинается межродовая вражда, подстрекаемая зачастую русскими из боязни открытого возмущения против царского ига, причем эта рознь развивалась не только между отдельными родами, но и внутри их. Прежние батыри и племенные вожди превращаются в манапов, к-рые, сохраняя свою власть, являются надежными помощниками и проводниками политики царского правительства по отношению к угнетенной киргизской массе.
В открываемых русским правительством школах воспитывались почти исключительно дети родовитых и богатых семей. Питомцы этих школ, естественно, становились агентами русской администрации. При отсутствии же национальной интеллигенции не могло быть и речи о просвещении масс. 99% киргиз были совершенно неграмотны. Вот почему до Октябрьской революции письменной киргизской лит-ры почти не было, за исключением нескольких книг; так напр. в 1911 была напечатана книга «Землетрясение» (Зильзеле) Клыча Мамырканова, в 1913 — азбука Ешенкалы Арабаева, в 1913 — «Таары Киргизия» (История Киргизии) Османалы Садыкова, в 1914 — «Таары киргиз Шабдания» (История манапа Шабдана). Последние две книги описывают исключительно историю манапов, в особенности знаменитого Шабдана. Кроме того на киргизском яз. (академическая транскрипция) в 1885 изданы «Образцы народной лит-ры северных тюркских племен», собранные В. В. Радловым. В этой книге частично помещены отрывки из «Манаса», «Семетей» и «Кошока», к-рые были переведены на немецкий яз.
ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД. — Октябрьская революция освободила трудящихся Киргизии как от ига царского правительства и его чиновников, так и от байско-манапского засилья, предоставив трудящимся Киргизии широкие возможности культурного строительства. С этого времени поэмы «Манас», «Семетей» и др. уже утрачивают свое прежнее значение и остаются лишь историческими памятниками прошлого; постепенно исчезают певцы и сказители этих поэм. В этот период и начинает развиваться революционное литературное течение. В первые годы революции среди националистически настроенных элементов имели большое влияние так наз. пантюркизм и панисламизм; партия «Алаш-орда», стремившаяся к объединению казаков и киргиз в самостоятельное государство, выражала эти буржуазно-националистические, исламистские тенденции. Хотя уже тогда стали выдвигаться революционно настроенные писатели, но они зачастую подпадали под влияние этих националистических контрреволюционных течений.
Библиография:
Непосредственно после Октябрьского переворота выдвинулся Садык Карашев (см.). Его первое произведение проникнуто упадочными настроениями мелкобуржуазных групп и чуждо сознания какой-либо классовой дифференциации. Автор воспел свободу всех наций «вообще», не заостряя внимания на классовой борьбе с байством и манапством.
Поэт Тыныстанов (см.). как и Карашев, чужд мотивов классовой борьбы и в то же время, отражая идеологию реакционно настроенных националистов (алаш-ордынцев), мечтает об объединении киргиз-казакского народа в национально-буржуазную республику. Наряду с Тыныстановым в казакских журналах и газетах печатался видный казакский поэт — ярый противник большевизма — Макджан Джумабаев (см.), под влиянием которого находился Тыныстанов. Характерно, что оба писателя выпустили свои первые произведения на яз. других народностей. Это объясняется тем, что киргизская грамотность была еще очень слаба и в школах преподавали на татарском, казакском и др. яз.
В последние годы творчество Карашева значительно приблизилось к революции, хотя в его произведениях подчас все еще проглядывает мелкобуржуазная идеология. Тыныстанов, член ВКП(б), признал свои прежние ошибки. После национального размежевания Средней Азии в 1924 Тыныстанов перешел на научно-просветительную работу в Наркомпрос, составил ряд учебников; заслуги его как лингвиста неоспоримы. В данный момент Тыныстанов ввиду болезни временно отошел от литературной деятельности.
Лит-ра послереволюционного периода начинает быстро развиваться с момента национального размежевания Средней Азии в 1924 и особенно благодаря газетам на родном яз. — «Эркин-то» (Свободные горы), ныне «Кзыл-Киргизстан» (Красный Киргизстан) и «Ленинчиль-Джаш» (Молодой ленинец). В газетах отводится место «лит-ой странице», которая и объединяет молодых поэтов и писателей. Кроме газет художественной лит-ре уделяет большое место общественно-политический журнал «Джаны Маданият Джолунда» (На путях к новой культуре). Большую помощь в деле развития литературы оказало организованное в 1926 Киргизское государственное издательство, которое печатало произведения молодых литераторов. В это время вышли из печати стихи первых поэтов Киргизии: Тыныстанова, Карашева и Баялинова, а позднее, в 1927, — сборник стихов киргизских поэтов «Кзыл-Коль» (Красный цветок). В 1928 издано 6 новых книг: былина «Курман-Бек», стихотворения Токомбаева «О Ленине», рассказы Баялинова «Аджар», Такиной — «Джетильген Джетымдор», Карашева — «В невольные дни» и «На пути к свободе». В 1929 напечатаны книги Карашева «На заре свободы» (рассказ) и «Зейнеп — предсельсовета» (пьеса), а также рассказы для детей Сатыбалды (Наматов) «Цыплята и удод» и Баялинова «Мурат». В 1930 появляется большой рассказ Наматова «Тыным-хан» и пьеса Кокенова «К новой жизни». Так. обр. ряды литераторов все более и более пополняются. Первыми певцами Октября можно считать Баялинова, Токомбаева, Кокенова, Наматова, Элебаева, Токобаева, Маликова и Джампурчинова, Бокомбаева, Кирбашева, Абдулдаймова и Абдикеримова. Ранние произведения большинства из них еще не совсем свободны от националистического и мелкобуржуазного влияния, но оно постепенно изживается.
Экономика Киргизии сейчас резко изменяется вследствие усиленного развития промышленности, реконструкции сельского хозяйства (совхозы и колхозы), обострения классовой борьбы. Все эти процессы рельефно отражает современная литература. Помимо указанных выше выдвигаются новые поэты и писатели из бедняков, батраков и середняков, создающие новую по форме и содержанию К. л. Основная ее тематика — кишлак, аул, батрачество, соцстроительство и классовая борьба в кишлаке; пролетариат в К. л. почти не фигурирует. Это объясняется малочисленностью киргизского пролетариата в связи с поздним развитием промышленности. Все писатели — выходцы «рчи», «акун» и «джамакчи» — начинают теперь, после Октябрьской революции, постепенно переходить на советскую тематику.
Следует отметить также русских писателей, работавших в Киргизии и писавших о ней. Эти писатели: В. Лебедев, написавший, быть может, и не вполне удачную книгу «Мамбет и Кыдырбай» (повесть) о киргизском восстании в 1916; Н. Головин — автор ряда рассказов, напечатанных в газ. «Советская Киргизия»; Чекменев, давший рассказ «Садык» и повесть «Киргизский погром»; Дунаев, написавший поэму «Песня о горных орлах». Помимо участия на лит-ых страницах газ. «Советская Киргизия» русскими писателями выпущена однодневная лит-ая газ. «Горные потоки».
Лит-ое движение в Киргизии развивалось в полном смысле слова стихийно. Лит-ые организации «Кзыл-Учкун» (Красная искра) и КирАПП (русская) до августа 1930 не только не были связаны друг с другом, но и вообще были совершенно неорганизованными и неработоспособными. В августе 1930 обе эти организации слились в единую КирАПП, к-рая теперь уже насчитывает в своих рядах свыше 100 чел. и разрешает основные лит-ые вопросы; хотя нельзя еще сказать, что она охватила всю К. л. своим руководством, но сдвиг в работе заметен, и есть достаточно предпосылок к тому, что в недалеком будущем КирАПП со своими задачами справится.
Как определенное культурное достижение можно отметить введение нового латинизированного алфавита с января 1930. Киргизия — первая республика в Средней Азии, целиком перешедшая на латинизированный алфавит.
Радлов В. В., Образцы народной литературы северо-тюркских племен, 1885; Бартольд В. В., акад., Киргизы (исторический очерк), 1927. Газеты: «Эрин-то», 1924—1928; «Кзыл-Киргизстан» — с 1928; «Ленинчил-Джаш» — с 1928. Журналы: «Коммунист» — с 1928; «Джаны Маданият Джолунда» — с 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.