Киргизская Советская Социалистическая республика


Киргизская Советская Социалистическая республика
Киргизская Советская Социалистическая республика
        Киргизия. В составе СССР. Расположена на северо-востоке Средней Азии. Древнейшие памятники искусства на территории Киргизии - неолитические изображения животных в пещере Ак-Чункур, лепная керамика эпохи бронзы с наколотым или штампованным геометрическим орнаментом, ранние петроглифы в урочище Саймалы-Таш. Укреплённые валами и башнями оседлые поселения открыты на юге Киргизии (Шурабашат, IV-I вв. до н. э.). Концом 1-го тысячелетия до н. э. датируются крашеная и расписная керамика, украшения из золота (находки в курганах близ озера Иссык-Куль) и бронзы; выразительные наскальные росписи (в Араване). На севере Киргизии и на Тянь-Шане в могильниках кочевников саков и усуней (II в. до н. э. - V в.) обнаружены бронзовые жертвенники, светильники, котлы с литыми фигурками животных, металлические части конского убора с резными изображениями, украшения; стилистически эти произведения входят в круг памятников "звериного стиля". До монгольского завоевания (первая четверть XIII в.) на территории Киргизии параллельно развивались культуры оседлого и кочевого населения. В V-X вв. строились замки феодалов, разрастались города (городища Ак-Бешим, Бурана, Баласагун; гг. Ош, Узген) с цитаделью, городским ядром - шахристаном и предместьем - рабадом. На Тянь-Шане обнаружены обнесённые пахсовыми стенами с башнями обширные прямоугольные в плане территории - остатки ставок тюркских ханов для защиты кочевников в период войны; руины укрепленного караван-сарая Чалдывар на р. Манакельды (VIII или X вв.). Произведения изобразительного искусства из буддийских храмов Ак-Бешима свидетельствуют о влиянии позднегандхарских памятников, некоторые мотивы находят родственные элементы в живописи Восточного Туркестана, Фрагменты живописи и скульптуры, а также статуя Будды (свыше 12 м, литая глина с раскраской) найдены на Краснореченском городище. На Тянь-Шане и в Семиречье обнаружено множество поминальных стел тюркских племён - каменные изваяния людей с условно трактованными фигурами и плоскостными монголоидными лицами. Памятники искусства оседлого населения - скупо украшенная по ангобу (обмазка жидкой глиной) лепная керамика, схематические глиняные фигурки людей и животных, оссуарии (урны-костехранилища, преимущественно глиняные, с резным орнаментом, иногда с изображением человека); кочевого - металлические накладки на конскую сбрую, пряжки, подвески-медальоны с геометрическим и растительным орнаментом, с изображениями оленей, барсов, козлов. В середине X-XII вв. (мусульманское государство Караханидов) строились мечети, минареты (XI в. - "башня Бурана" на одноименном городище и в Узгене), мавзолеи (в Узгене) с узорной кладкой из кирпича, резьбой по ганчу и терракоте (мавзолей Шах-Фазиль, 50-е гг. XI вв.). В результате монголо-татарского завоевания города пришли в упадок. В XIII-XX вв. из монументальных зданий сооружались главным образом мавзолеи (Манаса мавзолей) и караван-сараи (Таш-Рабат, XV в.). После вхождения Киргизии в состав России (1860-70-е гг.) стали развиваться гг. Пишпек (ныне г. Фрунзе), Каракол (ныне Пржевальск), Токмак. В декоративно-прикладном искусстве большое место занимали ковроделие (войлочные ковры-ширдаки с мозаичными, вкатанными или аппликационными узорами, ворсовые ковры и подвесные полки для юрт), вышивка (настенные панно из бархата или сукна - туш-кийизы. сумки для посуды, одежда, попоны), узорные циновки из травы чий, ювелирные украшения из серебра; для всех произведений характерны лаконизм орнамента, уравновешенность композиции, чёткий ритм, яркая красочность. В узорах преобладают крупные округлые формы и мотив "рога барана".         

В советское время архитектура Киргизии за короткий срок прошла путь от кочевой юрты, саманных и глинобитных жилищ до благоустроенных современных жилых домов, общественных и промышленных зданий, инженерных сооружений, от разбросанных кишлаков до хорошо спланированных озеленённых городов, посёлков, сёл. Первым крупным общественным сооружением в Киргизии было здание СНК Киргизской ССР в г. Фрунзе (1926-28). Ряд построек второй половины 20-х - начала 30-х гг. выполнен в духе конструктивизма. С середины 30-х гг. используются формы классического зодчества. С конца 30-х гг. в архитектурном декоре широко применяется национальный орнамент. С конца 40-х гг. были разработаны генеральные планы многих городов Киргизии, с 50-х гг. строятся здания с применением сборного железобетона и стекла (здания АН Киргизской ССР во Фрунзе, 60-е гг.). Ведётся курортное строительство (на озере Иссык-Куль). В 60-80-х гг. разрабатываются новые генеральные планы городов; архитектура отличается выразительностью современных форм и конструкций. В становлении советского изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли С. А. Чуйков, а также живописцы В. В. Образцов, И. П. Гальченко, А. И. Игнатьев, скульптор О. М. Мануйлова. В 30-х гг. начали работать первые живописцы-киргизы Г. Айтиев, С. М. Акылбеков, с конца 30-х гг. - графики Л. А. Ильина, А. Н. Михалёв, А. А.Сгибнев. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 развивалась агитационная и сатирическая графика, создавались произведения, посвященные героям войны (памятник И. В. Панфилову во Фрунзе, 1942, скульпторы А. А. и О. М. Мануйловы). В живописи 50-х гг. наряду с портретом и пейзажем возрос интерес к тематической картине (Л. Ф. Деймант). В конце 50-60-х гг. творческий отряд художников Киргизии пополнился живописцами А. Усубалиевым, Д. К. Кожахметовым, К. К. Керимбековым, Дж. Джумабаевым, А. О. Семеновым, графиком М. О. Оморкуловым. В 60-х гг. интенсивнее, чем прежде, развивалась скульптура, начали работать скульпторы-киргизы со специальным образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Созданы значительные произведения монументально-декоративного искусства (рельефы на мемориальном музее М. В. Фрунзе в г. Фрунзе, 1967). В театре успешно работают художники А. В. Арефьев, А. Молдахматов и др. Искусство 70-80-х гг., широко развивающееся как в столице, так и в областных центрах республики, отмечено появлением работ высокого гражданского звучания (монумент "Борцам революции", 1978, скульптор Садыков, архитектор Г. П. Кутателадзе; скульптурно-архитектурный ансамбль "Манас", 1981, скульптор Садыков, архитектор А. Печёнкин, - оба в г. Фрунзе), стремлением к созданию национально-характерных произведений. Богатые традиции киргизского народного искусства нашли продолжение в ковроделии, вышивке, изделиях из кожи, в текстильной и керамической промышленности. Развивается профессиональное декоративно- прикладное искусство (Дж. Уметов). В 1941 основан СА Киргизской ССР, в 1958 - СХ Киргизской ССР.



Руины караван-сарая Чалдывар с
Руины караван-сарая Чалдывар с "гофрированными" стенами на р. Манакельды (Центральный Тянь-Шань). 8 или 10 вв.



Бронзовая бляха. Из буддийского храма в Ак-Бешиме. Кон. 7 - нач. 8 вв.
Бронзовая бляха. Из буддийского храма в Ак-Бешиме. Кон. 7 - нач. 8 вв.



Фигурка яка с бронзовой курильницы. С берегов Иссык-Куля. 7 - 3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Фигурка яка с бронзовой курильницы. С берегов Иссык-Куля. 7 - 3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.




"Башня Бурана" на городище Бурана (близ города Токмак).



С. А. Чуйков.
С. А. Чуйков. "Дочь чабана". 1956. Третьяковская галерея. Москва.



К. Касымов. Тушкийиз. 1959. Фрагмент.
К. Касымов. Тушкийиз. 1959. Фрагмент.



Ковер-ширдак. 1937.
Ковер-ширдак. 1937.



Здание Ошского музыкально-драматического театра им. С. М. Кирова. 1980.
Здание Ошского музыкально-драматического театра им. С. М. Кирова. 1980.



З. Хабибулин.
З. Хабибулин. "Гостеприимство". Дерево. 1972. Дирекция выставок Союза художников СССР. Москва.



Л. А. Ильина.
Л. А. Ильина. "Счастье" (из серии "Материнство"). Линогравюра. 1967.

Литература: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 1, 12 (кн. 1), М., 1970-75; В. Е. Нусов, Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней, Фрунзе, 1971; его же, Современная архитектура Киргизии, Фрунзе, 1982; Искусство Киргизской ССР. в кн.: ИИН СССР, т. 7-9 (кн. 2), М., 1972-84; Д. Т. Уметаллиева, Изобразительное искусство Киргизии, Фрунзе, 1978; Художники Советской Киргизии. Сб., Фрунзе, 1982; О. П. Попова, Пейзаж в изобразительном искусстве Киргизии, Фрунзе, 1982; В. Д. Горячева, Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии (Бурана, Узген, Сафид-Булан), Фрунзе, 1983.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Киргизская Советская Социалистическая республика" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.