- Ипостаса
- Ипостаса
-
ИПОСТАСА (замена) — в античной метрике под И. в широком смысле понимают видоизменения, происходящие со стопой в стихе и состоящие в том, что стопа, не меняя своей длительности (т. е. сохраняя число мор (см.), в нее входящих), меняет свой слоговой состав, или заменяя один долгий слог двумя краткими («распущение», «solutio») или два кратких одним долгим («стяжение», «contractio»), так, вместо «— U U» (дактиль) мы можем получить «— —» (то есть спондей); одна стопа как бы «заменяется» другой, равной ей по длительности, по числу мор (вместо «анапеста» (U U —) может (условно, так как на самом деле перед нами видоизмененный анапест) стоять «дактиль» (—U U), вместо «U —» или «— U» получим «U U U» (трибрахий) и т. д.), причем ритмическое ударение сохраняет свое первоначальное место (т. е. ипостасируя «—' U», получаем «u U U», вместо «U —» получаем «U U U» и т. д.); так обр. эти видоизменения стоп никоим образом не изменяют их соизмеримости с другими, сохраняя их временную длительность и место ритмического ударения. Понятие И. было перенесено (В. Брюсовым в особенности) и в теорию силлабо-тонического стиха, где при помощи И. пытались объяснить характерное для него явление пропуска ударений на слогах, теоретически требующих ударения, и появления их на теоретически безударных слогах, считая, что и здесь одна стопа ипостасируется другой — равносложной, но в ином порядке располагающей ударения; с этой точки зрения в строке четырехстопного ямба «был крокодил князь, волхв, жрец, вождь» (Державин) имеем И. — первой стопы — хореем и второй и третьей — спондеем (т. е. «— U / U — /— — /— —»); в строке «адмиралтейская игла» — И. первой и третьей стопы — пиррихием; в строке «необозримой Руси» — И. первой стопы дактиля — трибрахием и т. п. Однако в то время как античная ипостаса не меняла характера стопы как ритмической единицы, сохраняя и длительность ее и место ударения и перемещая только «доли» стопы, в применении к русскому стиху учение об ипостасе приводило к коренному противоречию: допуская возможность чередования различных по характеру стоп, напр. ямба (с одним ударением) и спондея (с двумя ударениями), тем самым приходим к допущению, что ритм может создаваться чередованием резко различных по строению стоп, различных единиц, что явно невозможно; в то же время и самая возможность аналогии между античной и русской И. очень сомнительна, т. к. в последней передвигается ритмическое ударение, чего нет в античной И. и что не позволяет проводить между ними аналогию. В связи с этим понятие И. выходит сейчас из употребления (см. «Константа», «Стихосложение метрическое», «Ритмика»).Библиография:
Брюсов В., Краткий курс науки о стихе, ч. 1, М., 1919 (изд. 2-е, дополн., Гиз, М., 1924). Рецензия на нее Якобсона Р. в «Научных известиях», 1922, II; Томашевский Б., Русское стихосложение, изд. «Academia», M., 1923.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Ипостаса
-
ИПОСТАСА — замена одной стопы другой. Термин ипостаса впервые введен в учение о русском стихе Валерием Брюсовым. Дело в том, что, хотя стих и может быть разбит иа стопы, но фактически нет такого стиха, который бы сплошь был написан одними и теми же стопами. Такое однообразие делало бы ритм стиха убогим, и поэты избегают его. По этой причине замена основной стопы, которой написан стих, другими стопами является важнейшим средством обогащения стиха. Так, хореические стопы заменяются пиррихическими (см. слово «хорей» и «пиррихий»), ямбические (см. слово «ямб») — хореическими и т. п.Одними из первых работ, установивших неправильность школьного взгляда на чистый ямб, являются работы Андрея Белого (см. его книгу «Символизм»); полное учение о возможных для различных стоп ипостасах дал Валерий Брюсов (см. его книгу «Наука о стихе»).
Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
.