- Двудольные размеры
- Двудольные размеры
-
ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ — иначе двусложные — размеры, образуемые по силлабо-тонической теории чередованием стоп, состоящих из двух ритмических долей — сильной и слабой, или наоборот — слабой и сильной (Ú U — хорей и U Ú — ямб). Основным для них является то, что ударения они располагают только на нечетных по отношению к последнему ударению (константе, см.) слогах; при этом очень часто сильные доли стопы остаются без ударения или наоборот ударение попадает на слабые доли, напр. «аUдмиUраUлтеÚйскаUяU иUглаÚ» и «ТоUгдаÚ чеUртаÚ, взгляÚд, вздоÚх, цвеÚт, слоÚвоU». В этих случаях силлабо-тоническая теория говорит о «замене» (см. Ипостаса) основных стоп (ямб, хорей) — вспомогательными (пиррихий: U U и спондей: Ú Ú ); так в первом случае имеем — пиррихий, ямб, пиррихий, ямб; во втором — ямб, ямб, спондей, спондей; наконец бывают случаи, когда одна из основных стоп «замещает» другую, например: «БоÚй баUраUбаÚнныUй, клиÚкиÚ, скреÚжет», где первая стопа ямба «заменена» хореем (см. Хориямб). Чередование строк, внутри к-рых различным образом расположены ударения на нечетных слогах, и создает в основном ритмическое движение. Очень характерно для Д. р. тяготение к так наз. диподическому строению (по Сиверсу), когда ритмические ударения объединяются в группы (по два), причем одно из них сильнее другого (по типу): U Ú U Ű U Ú U Ű где Ú подчиненное и Ű главное ударение, напр.:
«Где всÚе путÚи и всÚе распуÚтья
ЖивоÚй клюкоÚй изможденŰы».
В связи с этим часты и такие случаи, когда подчиненные ударения почти совсем опускаются, напр.:
«Мы — роковые глубины,
Глухонемые ураганы
Упали в хлынувшие сны,
В тысячелетние туманы».А. Белый.
Однако каждое ударение в Д. р. может быть и самостоятельным, напр.:
«Октябрь лег в жизни но`вой э`рой,
Властне`й века` разгороди`л,
Чем все` эпо`хи, че`м все ме`ры,
Чем Ренесса`нс и дни Атти`л».В. Брюсов.
В стихотворной практике эти модификации Д.р. обычно в той или иной степени совмещаются. Эд. Сиверс (Ed. Sievers, Rhytmisch-melodische Studien, H., 1912) предлагает называть Д.р. — ритмические ударения — самостоятельно моноподическим (или подическим) типом, в противоположность диподическому, где ударения делятся на главные и подчиненные; по его мнению, преобладание моноподического типа характеризует стихи со смысловой или повествовательной установкой, а диподического — стихи эмоционального, лирического характера. Это указывает на зависимость ритма от характера данного стиля или жанра. Д.p. в русской поэзии чрезвычайно распространены. Именно с них начали основатели русского силлабо-тонического стихосложения; первоначально у нас появился хорей (Тредьяковский, Эпистола к Аполлину, 1735), а затем и ямб (Ломоносов, Ода на взятие Хотина, 1739). Постепенно однако Д. р. вытесняются трехсложными размерами, а главное — современным чисто тоническим стихом.Силлабо-тонический стих, Ритмика.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.
Полезное
Смотреть что такое "Двудольные размеры" в других словарях:
двудольные размеры \(двусложные\) — ДВУДО´ЛЬНЫЕ РАЗМЕ´РЫ (ДВУСЛО´ЖНЫЕ) в русском силлабо тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего… … Поэтический словарь
Двусложные размеры — (двудольные размеры) в стихе, стихотворные размеры, в которых на каждый сильный слог приходится один слабый. См. в ст. Размер стихотворный … Большая советская энциклопедия
Двусложные размеры — двудольные размеры, двусложники в силлабо тонич. системе стихосложения размеры, осн. на стопах, состоящих из 2 слогов (отсюда назв.) хорей и ямб. В рус. силлабо тонич. стихе ритм Д. Р. основан на чередовании слабых (безударных) и сильных… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Размер (стихотворный) — Стихотворный размер частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного … Википедия
Размер стихотворный — Стихотворный размер частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного … Википедия
Стихотворный размер — Двухсложные ˘ ˘ пиррихий, дибрахий ¯ ˘ трохей, хорей … Википедия
РИТМ — временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и … Энциклопедия Кольера
Говорной стих — (Sprechvers) стих, требующий в отличие от стиха декламационного (см.) произношения, близкого к интонации обычной разговорной речи. Наиболее ярким видом Г. С. является вольный басенный стих, напр.: «Вороне где то бог послал кусочек сыру; На ель… … Литературная энциклопедия
Диподия — см. Стихосложение метрическое и Двудольные размеры. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
диподия — ДИПОДИ´Я (греч. διποδία двустопие) двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах. При измерении стиха диподиями двустопный ямб или хорей назывался монометром, четырехстопный диметром,… … Поэтический словарь