- Давыдович-Антоненко
- Давыдович-Антоненко
-
ДАВЫДОВИЧ-АНТОНЕНКО (Антоненко-Давыдович) (1899—) — современный украинский беллетрист. Родился в рабочей семье в Ромнах на Полтавщине. Окончил Ахтырскую гимназию, затем учился в университете, но курса не окончил. Начал печататься в 1923 в журнале «Нова громада». Член украинской литературной организации «Марс». Одно время состоял членом КП(б) У, впоследствии вышел из партии. Литературное творчество Д. начинается с небольших очерков из эпохи гражданской войны, героического периода революции, борьбы с бандитизмом и махновщиной. «Два», «Коммунист», «Просвітяни», «Пирижкі, пирижкі», «Сонячні плями» и др. — первые очерки Д. Они рисуют образы революционеров, которые бесстрашно смотрели в глаза смерти. Эти очерки носят еще следы ученичества. В следующих рассказах: «Пегас», «Крижані мережки», «Шкапа» — техника писателя постепенно совершенствуется. Главная тема последних произведений Д. — психологическая борьба между нарождающимся в условиях революции новым миром и пережитками, традициями старого, формирование людей нового психического типа, «большевистской расы». Отсюда постоянный объект художественного изображения писателя — партийная среда. Основные свойства большевистской натуры в восприятии Д. — воля к жизни и к борьбе. Волюнтаризм — это коренная психологическая проблема рассказов и повестей автора. Наиболее сконцентрированное и художественно зрелое выражение все эти свойства получили в повести Д. «Смерть». Герой повести — партиец Горобенко — интеллигент, во многом психологически связанный со старым миром. В нем сказывается былое увлечение украинским национальным («просвітянство») движением. Видя перед собой живые примеры цельных, выкованных из единого металла — человеческой воли — людей, стремится уподобиться им и внутренне переродиться. Путь к этому один — через борьбу, через кровь. Герой вступает в борьбу с кулацким бандитизмом. Только кровь, жертва приводит его к полному разрыву с прошлым. Таков один из основных движущих мотивов творчества Д. Оформление его произведений — импрессионистическое. Изображая окружающий мир, он выделяет то, что связано с душевным состоянием главного персонажа. Для творчества Д. характерен пейзаж, окрашенный обычно в тона того или иного настроения главного героя. Однако писатель от импрессионистической расплывчатости первых рассказов постепенно переходит к большей сжатости и точности выражения, к большему динамизму как в развертывании сюжета, так и в разработке отдельных элементов произведений.Библиография:
I. Отд. изд.: Запорошені силуэти, Опов., ДВУ, Харків, 1925; Лицарі абсурду, Драма на 4 діі, вид. «Червоний шлях», 1924; Тук-тук, Опов., вид. «Час», Киiв, 1926.
II. Василенко В., За життя розплата тільки кровью, «Критика», 1928, № 5.
III. Лейтес А. і Яшек М., Десять років укр. літератури, Харків, ДВУ, 1928.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.