- Вязь
- Вязь
-
ВЯЗЬ — тип письма, в к-ром буквы сближаются или соединяются одна с другой. Различают В. простую, сложную и узорную. Обычным приемом при работе В. является лигатура — соединение двух или трех букв, имеющих общую (слившуюся) часть; по не слившимся частям (иногда впрочем изменяющим свою форму) можно видеть, какие буквы входят в состав лигатуры. В некоторых древних системах письма лигатуры многих буквенных сочетаний вошли во всеобщее употребление, являясь как бы сложными буквенными знаками для изображения определенных звуковых комплексов. К типам письма с многочисленными лигатурами относятся индийское письмо «деванагари» и угловатая (хорватская) «глаголица». Другими приемами связного письма являются: уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между не уменьшенными буквами; написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой, а также двух или нескольких уменьшенных, одна под другой. Приемы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. В. пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Codex Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера В. употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы В. сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. В этом, нередко трудно читаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Орнаментальная В. сложилась в Византии еще в половине XI в., но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приемами. Византийская В. легла в основу В. южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская В. также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих ее частей. На Руси в продолжение XV—XVI вв. орнаментальная В. быстро эволюционировала. Строчные буквы В. вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII в. московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области В. происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.Орнаментальная В. имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде и пр. Эволюция В. зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет В., писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII вв. объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной В. в XVII в.Библиография:
Вязь из лицевого летописного свода. Работа мастеров Грозного
Щепкин В. Н., Вязь, Древности, Труды Моск. арх. о-ва, т. XX, стр. 57 и след.; Его же, Cyrilische Ligaturschrift, «Arch. fur Sl. Philologie», XXV, 109—189; Соболевский А. И., Славяно-русская палеография, 2-е изд., СПБ., 1908, стр. 73—74 и 109; Щепкин В. Н., Учебник русской палеографии, М., 1920, стр. 30—41; Карский Е. Ф., Славянская кирилловская палеография, Л., 1928, стр. 238—242.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.