- Войнович
- Войнович
-
ВОЙНОВИЧ (Vojnović, 1857—) — один из виднейших хорватских драматургов. Родился и вырос в Дубровнике, на берегу Адриатического моря. Свою литературную деятельность начал рядом новелл, сонетов и слабой психологической драмой («Psyche», 1889); уже в 1895 обратил на себя внимание не только в Сербии и Хорватии, но и за границей, сильной драмой «Ekvinocij» (Полночь) — из жизни далматских моряков. В дальнейшем творчество Войновича развивалось в соответствии с основной тенденцией всей югославской литературы 90-х и последующих годов — национализмом, проявлявшимся тогда в стремлении к независимости и объединению сербов и хорватов. Эта тенденция нашла свое преломление у В. главным образом через восприятие своеобразной культуры и традиции Дубровника, бывшего несколько веков то независимой, то автономной аристократической республикой и колыбелью хорватской культуры (см. Дубровницкая литература). Наиболее значительные драмы Войновича связаны с его «дубровницким периодом», начавшимся драматической поэмой (прологом) «Гундуличев сон» (Gundulićev san), романом «Ксанта» и упомянутой драмой «Ekvinocij», впервые поставленной в Загребе в 1895. Основным же произведением этого периода является его «Дубровницкая трилогия», состоящая из драм: «Allons, enfants» (1901), «Suton» (1900) и «Na taraci» (На террасе, 1902). В трилогии В. показано падение дубровницкой республики, упадок патрицианских родов, распад старого уклада жизни под влиянием новых экономических форм и измельчание нравов. Эти драмы проникнуты меланхолией и печалью по утраченному могуществу, по исчезнувшим традициям «героического индивидуализма», по вымершей «духовной» аристократии. Большинство героев трилогии — «аристократы, не смирившиеся перед временем» (Лисичар), которые не приемлют новой эпохи буржуазной демократии (сцена с марсельезой в драме «Allons, enfants»). Этот период творчества В. связан с влиянием Ибсена и д’Аннунцио (в дальнейшем — Метерлинка). От «Полночи» идет другая характерная для В. линия творчества — проблема материнства и материнской любви, отображенная также в драмах:
1. «Смерть матери Юговича» (Smrt majke Iugovića) (впервые поставлена в Белграде в 1906); в ней изображена трагедия матери-спартанки, отдавшей государству девять своих сыновей. Это произведение, созданное Войновичем на основе обработки сербских народных песен, отличается трагическим пафосом, классической ясностью и захватывающим лиризмом.
2. «Воскрешение Лазаря» (1913) — с сильной националистической тенденцией; здесь инсценирован эпизод из эпохи восстания сербов в Македонии, и
3. «Императрикс. Мистерия острова Забвения» (Imperatrix. Misterija Ostrva Zaboravi).
В этих трех драмах В. пытался символически отобразить страдание сербского народа под чужеземным игом и дать выражение сербско-хорватскому народному духу, что особенно проявилось в двух последних пьесах, написанных Войновичем в утрированно-символической манере. Такова же и его символическая драма «Маскарад под крышей» (Maskarate ispod kuplja), стоящая под знаком упадка драматического таланта В. Особняком стоит его пьеса «Дама с зонтиком» (Gospodja sa suncoketom, 1912), из венецианской великосветской жизни. В области драматического искусства для В. характерны его попытки выйти из рамок традиционных драматических форм. Так в «Ekvinocij» им после второй части вводится «интермеццо». «Смерть матери Юговича» построена на отдельных песнях, и сам автор называет ее «драматической поэмой». «Маскарад под крышей» написан в «новой форме драматического романа». В отдельных произведениях («Ekvinocij», «Дубровницкая трагедия», «Дама с зонтиком») В. достигает большого мастерства. Он находит интересный мотив, занятную интригу, искусно пользуется законом контраста и все время держит зрителя в напряжении. Вместе с тем он иногда злоупотребляет театральными эффектами. Отдельные его произведения переведены на немецкий, польский, чешский и венгерский яз. В настоящее время творчество Войновича интересно только с точки зрения культурно-исторической.Библиография:
Пыпин А. и Спасович В., История славянских литератур, изд. 2-е, 2 тт., СПБ., 1879—1881; Lisičar M., Dubrovačka trilogia, Vienac, 1903; Hudek Jan, Ivo Vojnović, Dubrovničká trilogije, ùvod. Svèt. knig. 767—770, Pr., Wenzelides Arsen, Ivo Vojnović Užički. Knjizevna studija, Sarajevo, 1917; Prohaska D., O pjesniku Slobode. Osijek, R. Račić, 1918; Grabowcki T. St., Śmierć Dubrownika, «Świat slowansky», IV, 2, S. 749; Prohaska D., Pregled savremene chrvatsko-srpske knjizevnosti, Zagreb, 1921; Wollman Frank, d-r, Srbo-chorvatské drama, Bratislava, 1924.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
- Войно́вич
-
Владимир Николаевич (р. 1932, Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан), русский писатель.
В. Н. Войнович
Родился в семье журналиста и учительницы. С 11 лет был пастухом в колхозе; после учёбы в ремесленном училище работал на стройке; в 1951—55 гг. служил в армии. Учился в Московском областном педагогическом ин-те; со второго курса по комсомольской путёвке ненадолго ездил в Казахстан осваивать целину. В 1980—92 гг. – в эмиграции в ФРГ. В 1961 г., работая на Всесоюзном радио, стал известен как автор текста популярной «Песни космонавтов» («Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды до звезды…»). При этом уже в раннем творчестве Войновича частично проявилось характерное для писателя тяготение к сплаву жёсткого социального критицизма с гиперболой, гротеском и иносказанием, укладывающимися в русло постмодернистского «абсурдизма», нарочитого смещения и искажения реальных пропорций бытия (повести «Мы здесь живём», 1962; «Два товарища», 1967; рассказы «Хочу быть честным», «Расстояние в полкилометра», оба – 1963). В романе «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969—75) и его продолжении – «Претендент на престол» (1979), вызвавшем бурные диаметрально противоположные отклики – от признания сатиры Войновича почти щедринской по силе обличения до отвращения к книге как оскорбительному пасквилю, – выведен образ незадачливого, но смышлёного рядового, своеобразного Василия Тёркина (героя одноимённой поэмы А. Т. Твардовского), «наоборот», духовно чуждого советской власти и невольно своим естественным простодушием разоблачающего ложь тоталитаризма. Символический образ Чонкина может восприниматься как рус. вариант «бравого солдата Швейка» Я. Гашека или современного Иванушки-дурачка – простовато-лукавого носителя народного здравого смысла. Не менее острой оказалась «Иванькиада, или Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру» (1976) – документально-сатирическая повесть на актуальную для россиян как прошлого, так и нынешнего столетий «квартирную» тему, обнажающая механизм всесилия российской бюрократии (все упомянутые произведения опубл. в России в 1988 и позже). Войнович также автор сатирической повести-антиутопии «Москва 2042» (1987), пьесы «Кот домашний средней пушистости» (1990, совместно с Г. И. Гориным), высмеивающей мелкое тщеславие и суетность близкой к официозу творческой интеллигенции, сатирических «Сказок для взрослых» (1997) и др. произведений, как правило, в гротескно-ироническом ключе и на уровне социально-философских обобщений осмысляющих личный опыт писателя. В их числе роман «Монументальная пропаганда» (2000), «документальная фантасмагория» «Антисоветский Советский Союз» (2002). Многие сочинения Войновича, отличающиеся занимательностью интриги, стремительностью развития сюжета, мастерством диалога, с успехом инсценированы, в т. ч. самим автором, и экранизированы.
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
.