- Вербицкая
- Вербицкая
-
ВЕРБИЦКАЯ Анастасия Алексеевна (1861—1928) — беллетристка. В 1887 дебютировала в печати повестью «Первые ласточки», напечатанной под названием «Разлад» в журнале «Русская мысль». Свои произведения В. печатала преимущественно в «Русских ведомостях», «Русском богатстве», «Северном курьере», «Мире божьем», «Живописном обозрении», «Жизни», «Начале», «Правде», «Образовании» и др. Главные темы творчества В. — вопросы пола и женской эмансипации. Центральным персонажем почти всех ее произведений является женщина. В большом романе Вербицкой «Дух времени» (2 тт.) нашли отражение также проблемы общественных и революционных движений, — революционные события 1905. Роман этот был переведен на немецкий яз. под названием «Aus Sturmes Zeit». По характеру своего творчества В. была типичной представительницей мелкой буржуазии. Искренне сочувствуя прогрессивным идеям, В. своим основным требованием ставит личное счастье, личную свободу. Подход ее к революции отличается мещанской ограниченностью. Так один из ее героев, к которому она относится с большой симпатией, видит в революции стихию, он сочувствует всем партиям, участвующим в революции, но вместе с мещанством боится ее результатов: «Сердце мое рвется при мысли, что красота исчезнет и что розы будут растоптаны босыми ногами», — говорит «революционер» Тобольцев в «Духе времени». — В., сознательно утверждавшая приоритет содержания над формой, тем не менее заявляла: «Я прощаю книгам все, кроме бедности вымысла». Эти слова главной героини «Ключей счастья» Мани Ельцовой были творческим заветом Вербицкой. Все ее вещи действительно обладают и богатством вымысла и очень увлекательной фабулой. Эмоциональный стиль, условное благородство тянущихся «к свету» героинь, обилие любовных сцен, мелодраматические эффекты — характерные черты письма В. Все это привлекало широкого читателя к произведениям Вербицкой, ею зачитывалось мещанство и учащаяся молодежь. В. была одним из самых популярных писателей в годы реакции, наступившей после революции 1905, несмотря на резко отрицательное отношение к ней со стороны критики, которая называла ее повести «бульварными повестями» и всю ее литературную деятельность отождествляла с «бульварщиной».
Необходимо указать, что под лозунгом борьбы с В. как представительницей дурного литературного вкуса скрывалась нередко травля В. как выразительницы прогрессивных идей и разоблачительницы условной буржуазной морали.Библиография:
I. Освободилась, М., СПБ., 1899, 1902 (изд. 4-е, 1912); Преступление Марии Ивановны, сб. расск., М., 1899 (изд. 2-е, 1910); Вавочка, М., 1900 (изд. 4-е, 1912); Дух времени, Роман в 2 чч., М., 1908 (изд. 2-е, 1909; изд. 3-е, кн. I, 1912); Наши ошибки, Повесть, с автобиографией А. Вербицкой, М., 1908 (изд. 3-е, 1908); Моему читателю, Автобиографич. очерк, 2 тт., М., 1908—1911; Ключи счастья, 5 тт., М., 1909—1913 (и повторн. изд.); Мираж, Комедия, М., 1913; Елена Павловна и Сережка, Роман, М., 1914 (изд. 3-е, 1917) и др.
II. Чуковский К., Книга о современных писателях, СПБ., 1914; Кранихфельд В., В мире идей и образов, т. II, СПБ., 1912; Ольминский М., По вопросам литературы, Л., 1926. Другие марксистские статьи в журн. «На литературном посту», №№ 7—8, 1926.
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924 и Мезьер А., Русская словесность, т. II, СПБ., 1902.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
.