Вербицкая, Анастасия Алексеевна

Вербицкая, Анастасия Алексеевна

(урожденная Зяблова) — писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских гимназиях. Писать начала в 1883 г. в "Рус. Курьере", где одно время вела политический отдел. В 1887 г. была помещена в "Русской Мысли" ее большая повесть "Разлад". Позднее она помещала свои романы, повести и рассказы в "Русском Богатстве", "Жизни", "Начале", "Мире Божием", "Рус. Вед.", "Сев. Курьере", "Живописном Обозрении", "Образовании" и др. Отдельно вышли "Сны жизни" (сборник рассказов, 3 изд., 1899—1902), "Освободилась" (М., 1902), "Преступление Марьи Ивановны" (М., 1902, сборник рассказов), "Первые ласточки" (М., 1900; переделка "Разлада", 2 изд., М., 1902), "Вавочка" (2 изд., 1900—1902), "История одной жизни" (М., 1903), "Счастье" (М., 1905, сборник рассказов), "Мотыльки" (М., 1905, сборник рассказов). Без успеха были поставлены пьесы В.: "Миражи" и "Семейство Волгиных" (также "Бесправные"). Другие драматические произведения ее: "Дети века" ("Эфемериды"), "Бесплодные жертвы", "Рассвет". По прямому заявлению своему в автобиографии ("Сборник на помощь учащимся женщинам", М., 1901), В. — писательница "идейная". Она ревностная феминистка по преимуществу, страстно отстаивающая общественную самостоятельность женщины и ее право располагать своим сердцем. Вместе с тем, она предъявляет женщинам самое ригористическое требование никогда не зависеть от мужчины и жить исключительно своим трудом. С чувством благоговения В. говорит о Михайловском, Шелгунове, Глебе Успенском. Почти единственный мотив семейного разлада, составляющего основную тему творчества В. — несходство в понимании общественных задач: женщины В. всегда остаются верными светлым идеалам шестидесятых и семидесятых годов, мужчины же поддаются духу времени и стремятся к низменному буржуазному благополучию. Вся эта "идейность", однако, в значительной степени внешняя; если отбросить те пышные фразы, которые героини В. говорят, и обратиться к тому, что они чувствуют, то в основе получается женщина доброго старого времени, когда вся женская жизнь сосредоточивалась на вопросе о любви. Героини В. чувствуют себя совершенно сраженными, как только сознают, что состарились, и их физическая привлекательность исчезла. Крайне вредит художественному значению произведений В. однообразие центрального образа, который с небольшими вариациями проходит чрез все, что она писала: обаятельной, необыкновенно умной, необыкновенно образованной, неумолимо честной и стойкой прогрессистки, пред красотой и нравственной силой которой все падают ниц. Исключение составляет роман "Вавочка", едва ли не чрезмерно-реальная картина жизни московских "полудев" из богатых купеческих кружков и вообще той "новой" молодежи 80-х гг., которая выросла в гнилой атмосфере тогдашней реакции и единственным лозунгом жизни признала наслаждение. Краски в "Вавочке" крайне сгущены, но в общем картина этой малозатронутой нашею беллетристикою среды интересна и характерна.

С. Венгеров.

{Брокгауз}



Вербицкая, Анастасия Алексеевна

(1861—1928) — писательница. Родилась в дворянской семье. В печати Вербицкая выступила в 1883, в газете "Русский Курьер", где вела политический отдел. В 1887 напечатала первую повесть "Разлад". С 1896 по 1905 печаталась в журналах: "Жизнь", "Начало", "Правда". События 1905 В. отобразила в романе "Дух времени", где с явным сочувствием вывела некоторых революционных деятелей. С 1899 начала издавать свои произведения отдельными книгами. Всего выпустила 33 книги; среди них романы, повести, пьесы, воспоминания и т. д. ("Освободилась", 1899; "Сны жизни", 1899; "Вавочка", 1900; "Первые ласточки", 1900; "Дух времени", 1906; "Ключи счастья", 1909—1913, и другие). Произведения В. имели крупный успех: напр., каждая часть нашумевшего романа "Ключи счастья" издавалась в 40 тыс. экз. Начав с "идейной" беллетристики, с повестей, страницы которых пестрели именами Михайловского, Шелгунова, Маркса, Спенсера и т. д., В., поощренная успехами и подчиняясь давлению упадочной эпохи после 1905, быстро начинает снижаться к бульварному роману, с ходульными героями и монологами, с описаниями пышной аристократической обстановки, с романтической дешевкой. Женское равноправие, которое она первоначально отстаивала особенно горячо, сводится в позднейших ее писаниях к праву на "свободную любовь" и т. д. Характерной для В. "смесью модернизма, ницшеанства и даже анархизма с апофеозом свободной любви" (Венгеров) определился тот — мещанский по преимуществу — круг, в котором имела успех В. Автобиография В. — в сборнике "На помощь учащимся женщинам", М., 1901, и в книге В. "Моему читателю" (2 тт., М., 1908—11). Отдельно изданы "Мои воспоминания", Москва, 1910.

Лит.: "На литературном Посту", №№ 7—8, 1926 (письмо В., статьи М. Ольминского, А. Луначарского, С. Мицкевича); Луначарский А., Ольминский как литературный критик, "Пролетарская Революция", №6 (53), 1926; Ольминский М., По вопросам литературы (статьи 1900—1914 гг.), Ленинград, 1926; Владиславлев И. В., Русские писатели 19—20 столет., изд. 4-е, ГИЗ, Москва—Ленинград, 1924.



Вербицкая, Анастасия Алексеевна

[1861—1928] — беллетристка. В 1887 дебютировала в печати повестью "Первые ласточки", напечатанной под названием "Разлад" в журнале "Русская мысль". Свои произведения В. печатала преимущественно в "Русских ведомостях", "Русском богатстве", "Северном курьере", "Мире божьем", "Живописном обозрении", "Жизни", "Начале", "Правде", "Образовании" и др. Главные темы творчества В. — вопросы пола и женской эмансипации. Центральным персонажем почти всех ее произведений является женщина. В большом романе Вербицкой "Дух времени" (2 тт.) нашли отражение также проблемы общественных и революционных движений, — революционные события 1905. Роман этот был переведен на немецкий яз. под названием "Aus Sturmes Zeit". По характеру своего творчества В. была типичной представительницей мелкой буржуазии. Искренне сочувствуя прогрессивным идеям, В. своим основным требованием ставит личное счастье, личную свободу. Подход ее к революции отличается мещанской ограниченностью. Так один из ее героев, к которому она относится с большой симпатией, видит в революции стихию, он сочувствует всем партиям, участвующим в революции, но вместе с мещанством боится ее результатов: "Сердце мое рвется при мысли, что красота исчезнет и что розы будут растоптаны босыми ногами", — говорит "революционер" Тобольцев в "Духе времени". — В., сознательно утверждавшая приоритет содержания над формой, тем не менее заявляла: "Я прощаю книгам все, кроме бедности вымысла". Эти слова главной героини "Ключей счастья" Мани Ельцовой были творческим заветом Вербицкой. Все ее вещи действительно обладают и богатством вымысла и очень увлекательной фабулой. Эмоциональный стиль, условное благородство тянущихся "к свету" героинь, обилие любовных сцен, мелодраматические эффекты — характерные черты письма В. Все это привлекало широкого читателя к произведениям Вербицкой, ею зачитывалось мещанство и учащаяся молодежь. В. была одним из самых популярных писателей в гады реакции, наступившей после революции 1905, несмотря на резко отрицательное отношение к ней со стороны критики, которая называла ее повести "бульварными повестями" и всю ее литературную деятельность отождествляла с "бульварщиной".

Необходимо указать, что под лозунгом борьбы с В. как представительницей дурного литературного вкуса скрывалась нередко травля В. как выразительницы прогрессивных идей и разоблачительницы условной буржуазной морали.

Библиография: I. Освободилась, М., СПб., 1899, 1902 (изд. 4-е, 1912); Преступление Марии Ивановны, сб. расск., М., 1899 (изд. 2-е, 1910); Вавочка, M., 1900 (изд. 4-е, 1912); Дух времени, Роман в 2 чч., М., 1908 (изд. 2-е, 1909; изд. 3-е, кн. І, 1912); Наши ошибки, Повесть, с автобиографией А. Вербицкой, М., 1908 (изд. 3-е, 1908); Моему читателю, Автобиографич. очерк, 2 тт., М., 1908—1911; Ключи счастья, 5 тт., М., 1909—1913 (и повторн. изд.); Мираж, Комедия, М., 1913; Елена Павловна и Сережка, Роман, М., 1914 (изд. 3-е, 1917) и др.

II. Чуковский К., Книга о современных писателях, СПб., 1914; Кранихфельд В., В мире идей и образов, т. II, СПб.,. 1912; Ольминский М., По вопросам литературы, Л., 1926. Другие марксистские статьи в журн. "На литературном посту", №№ 7—8, 1926.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924 и Mезьер А., Русская словесность, т. II, СПб., 1902.

П. Воробьев.

{Лит. энц.}



Вербицкая, Анастасия Алексеевна

Род. 1861, ум. 1928. Писательница, автор романов ("Вавочка", 1898, "Ключи счастья", 1909—13).


Большая биографическая энциклопедия. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Вербицкая, Анастасия Алексеевна" в других словарях:

  • Вербицкая Анастасия Алексеевна — [10(22).2.1861, Воронеж,‒16.1.1928], русская писательница. Основные темы её книг ‒ злободневных, но чрезвычайно поверхностных ‒ семейная жизнь, взаимоотношения между полами: повесть «Разлад» (1887), романы «Вавочка» (1898), «Освободилась» (1899) …   Большая советская энциклопедия

  • Вербицкая, Анастасия Алексеевна — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. У этого термина существуют и другие значения, см. Вербицкая …   Википедия

  • Вербицкая Анастасия Алексеевна — (1861 1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя  проблемы женской эмансипации, отношения полов («Вавочка», 1898, «Ключи счастья», 1909 13). * * * ВЕРБИЦКАЯ Анастасия Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ Анастасия… …   Энциклопедический словарь

  • Вербицкая Анастасия Алексеевна — (1861—1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя, — проблемы женской эмансипации, отношения полов («Вавочка», 1898; «Ключи счастья», 1909—13) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вербицкая Анастасия Алексеевна — (урожд. Зяблова) писательница. Родилась в 1861 г. в дворянской семье. Окончила курс в Елизаветинском институте в Москве, затем училась в Московской консерватории и готовилась в оперные певицы; преподает пение в Московских институтах и женских… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вербицкая — Вербицкая, Анастасия Алексеевна (1861 1928) русская писательница Вербицкая, Лариса Викторовна (род. 1959) телеведущая, заслуженная артистка России (2004) Вербицкая, Людмила Алексеевна (род. 1936) ректор СПбГУ в 1994 2008 гг. Вербицкая, Надежда… …   Википедия

  • Вербицкая — Анастасия Алексеевна (1861 1928) беллетристка. В 1887 дебютировала в печати повестью «Первые ласточки», напечатанной под названием «Разлад» в журнале «Русская мысль». Свои произведения В. печатала преимущественно в «Русских ведомостях», «Русском… …   Литературная энциклопедия

  • ВЕРБИЦКАЯ — Анастасия Алексеевна (1861 1928), русская писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя, проблемы женской эмансипации, отношения полов ( Вавочка , 1898; Ключи счастья , 1909 13). Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Вербицкая —         Анастасия Алексеевна [10(22).2.1861, Воронеж, 16.1.1928], русская писательница. Основные темы её книг злободневных, но чрезвычайно поверхностных семейная жизнь, взаимоотношения между полами: повесть «Разлад» (1887), романы «Вавочка»… …   Большая советская энциклопедия

  • Вербицкая А. А. — ВЕРБИ́ЦКАЯ Анастасия Алексеевна (1861–1928), рус. писательница. В центре романов, ориентированных на массового читателя, – проблемы женской эмансипации, отношения полов ( Вавочка , 1898; Ключи счастья , 1909–13) …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»