- Бульдозерный отвал
-
(a. bulldoser blade; н. Planierkippe; ф. lame de bulldozer; и. hoja topadora) - отвал, осн. средством механизации на к-ром является бульдозер; вскрышные породы на Б. о. перевозят автомоб. или ж.-д. транспортом.
При автомоб. транспорте вскрышные породы на Б. о. складируются периферийным (наиболее распространённым) и площадным способами. В первом случае доставленная на Б. о. порода разгружается под откос или как можно ближе к нему и затем перемещается к бровке откоса бульдозером. Во втором - мягкие породы последовательно разгружаются по всей площади Б. о. или его большей части, планируются бульдозером и укатываются катком. Движение автосамосвалов на Б. о. осуществляется по веерной (рис. 1, а) или кольцевой (рис. 1, б) схемам.
Рис. 1. Веерная (а) и кольцевая (б) схемы движения автомобилей на бульдозерном отвале.
Первая применяется при складировании мягких пород, вторая - полускальных и скальных. Разгрузка автосамосвалов и планировка Б. о. могут совмещаться на одном или производиться попеременно на двух или неск. участках. Первая форма организации работ предпочтительна для нагорных отвалов, при большом объёме планировочных работ и отсыпке отвалов на неустойчивое основание. Длина совмещённого участка на нагорных Б. о. 20-60 м, равнинных - 50-80 м; длина несовмещённого участка 200-250 м. Высота яруса равнинного Б. о. обычно не более 40 м, нагорного в благоприятных условиях 150 м и более. Коэфф. заполнения каждого яруса, начиная со второго, составляет 0,5-0,7. Приёмная способность Б. о. до 12 млн. м3 в год, производительность труда на отвальных работах 350-450 м3 в смену. Затраты на складирование пород при периферийном способе по сравнению с площадным ниже в 1,5-2,5 раза. При ж.-д. транспорте (рис. 2) применяется торцевая, фронтальная или комбинированная (наиболее производительная) укладка пород.
думпкар. ">
Рис. 2. Схемы складирования пород на бульдозерном отвале при железнодорожном транспорте: 1 - бульдозер; 2 - думпкар.
Приёмная способность отвального тупика при комбинир. способе укладки пород и использовании бульдозеров мощностью 220 кВт (300 л. с.) достигает 3,5 млн. м3 в год. Ниж. подъярус Б. о. отсыпается от въезда к концу тупика; отсыпка верх. подъяруса и переукладка ж.-д. пути - в обратном направлении. Высота верх. подъяруса выбирается с таким расчётом, чтобы разгруженная на приёмной площадке порода размещалась ниже рельсового пути (напр., при использовании думпкаров 2ВС - 105 грузоподъёмностью 105 т равна 2 м). Высота ниж. подъяруса определяется в каждом случае из условия обеспечения устойчивого откоса Б. о. Наибольшее её значение при одинаковых условиях несколько меньше, чем при использовании автомоб. транспорта. Длину отвального тупика принимают равной 1200-1500 м, ширину отвальной заходки до 70 м. Литература: Рoсский И. И., Технология отвальных работ и рекультивация на карьерах, М., 1979. Э. И. Реентович.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.