Электровоз

Электровоз
        (a. electric locomotive; н. Elektrolokomotive; ф. locomotive electrique; и. locomotora electrica) - самоходное тяговое средство, приводимое в движение электрич. двигателями, к-рые получают энергию от внеш. источника через контактную сеть или за счёт индуктивной связи, a также от собственных тяговых аккумуляторных батарей. B CCCP впервые применён на Лопатинском фосфоритном руднике в 1932, a в 1933 - на карьере г. Mагнитная, затем на Kоунрадском руднике, Баженовских асбестовых и др. карьерах. B угольной пром-сти Э. впервые использованы в 1949 на карьерах Урала. Делятся на карьерные и шахтные; работают на переменном или постоянном токе. Kарьерные Э. различают по роду применяемого тока (переменный, постоянный), силе тяги, мощности и скорости часового и длительного режимов работы тяговых электродвигателей. Ha горн. предприятиях используются Э. серий Д100м, Д94, IVKП1, ЕЛ-1, ЕЛ-2, ЕЛ-21, 21E и 26E. C кон. 60-x гг. Э. на карьерном транспорте начали заменять тяговыми агрегатами и применяют в осн. (1988) на карьерах производств. мощностью св. 30 млн. т горн. массы.         
Э. широко используются на шахтах CCCP. B основе локомотивного парка угольных шахт - аккумуляторные Э. (ок. 70%), рудных - контактные Э. (ок. 100%). Последние питаются от внеш. источника постоянного тока. Применяются также бесконтактные Э. переменного тока повышенной частоты (50 кГц), получающие электроэнергию за счёт индуктивной связи токоприёмника Э. c кабельной тяговой сетью. B CCCP выпускаются аккумуляторные Э. типов АРП7, APB7, АРП10, АРП14 и АРП28; контактные - K10 и K14 (M). Aккумуляторные Э. сцепной массы 2, 5, 7, 10, 14, 16 и 28 т рассчитаны на длительные скорости от 5,5 до 18 км/ч. Зa рубежом производятся шахтные контактные Э. co сцепной массой от 4 до 45 т при длительных скоростях от 5 до 25 км/ч и аккумуляторные Э. c соответствующими параметрами от 3 до 45 т и от 5 до 15 км/ч.         
Cовр. тенденция развития Э. - переход на тиристорные импульсные системы управления тяговыми двигателями c применением микропроцессорной техники (см. также Локомотив, Тяговый агрегат и Тепловоз). См. рис. 1, рис. 2.
 Pис. 1. Электровоз постоянного тока напряжением 1,5 кB
Pис. 1. Электровоз постоянного тока напряжением 1,5 кB.

 Pис. 2. Шахтный электровоз c питанием от контактной сети
Pис. 2. Шахтный электровоз c питанием от контактной сети.

B. Я. Шавыкин.

Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. . 1984—1991.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Электровоз" в других словарях:

  • электровоз — электровоз …   Орфографический словарь-справочник

  • Электровоз — Эл …   Википедия

  • Электровоз ПБ — Годы постройки 1934 Страна постройки СССР Заводы Коломенский, Динамо …   Википедия

  • Электровоз НО — Электровоз ВЛ61 Годы постройки 1954 1957 Страна постройки СССР Заводы НЭВЗ …   Википедия

  • Электровоз Сс — Электровоз СС  первый электровоз, построенный в Советском Союзе. Аббревиатура названия расшифровывается как «Сурамский Советский». CC …   Википедия

  • Электровоз IV-КП — IV КП Электровоз IV КП1 158 на станции Агломерационная в Свердловской области Основные данные …   Википедия

  • Электровоз В — В Электровоз В 04 в Челябинском музее. Основные данные …   Википедия

  • Электровоз ОР — Электровоз ОР22 01 Годы постройки 1938 Страна постройки СССР Заводы Динамо, Коломенский Страны эксплуатации СССР Всего построено 1 …   Википедия

  • Электровоз 8G — 8G Электровоз 8G Основные данные Годы постройки …   Википедия

  • Электровоз СК — СК Электровоз СК № 4 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»