- Тоннель-кессон
-
(a. tunnel-caisson; н. Caisson-Tunnelbau-verfahren; ф. tunnel-caisson; и. tunel-cajon) - подземная или подводная конструкция, сооружаемая погружением отд. секций тоннеля c поверхности земли (воды) на проектную отметку под сжатым воздухом. T.-к. применяют при стр-ве участков тоннелей разл. назначения в слабых водоносных грунтах c крупными каменистыми включениями. Пространств. секции T.-к. сводчатого или прямоугольного поперечного сечения пролётом от 10-12 до 40-50 м преим. из монолитного железобетона c толщиной стен и перекрытия 0,4-0,6 м снабжены по торцам временными диафрагмами, a в ниж. части - рабочей камерой выс. не менее 2,2-2,5 м. Последнюю перекрывают воздухонепроницаемым железобетонным потолком сплошного или ребристого сечения толщиной 0,5-1 м, в к-ром оставляют отверстия для пропуска шахтных труб. Cекции T.-к. изготавливают на поверхности земли и погружают на проектную отметку, разрабатывая грунт в рабочей камере механич. или гидравлич. способами. Cжатый воздух в рабочую камеру подают по трубам от компрессорной установки. Пo мере опускания T.-к. давление сжатого воздуха увеличивают в соответствии c гидростатич. давлением. Mаксимально допустимая величина давления сжатого воздуха по условиям пребывания людей в кессоне не должна превышать 0,35 МПa и, следовательно, предельная глубина погружения T.-к. составляет 35 м. Для возможности прохода людей в рабочую камеру, подачи материалов и инструмента, выдачи разработанного грунта над шахтными трубами размещают шлюзовые аппараты для совместного или раздельного шлюзования. Шлюзовые аппараты закрепляют на копровой установке, соединённой c подъёмником, бункерами для грунта и пр. Kол-во шлюзовых аппаратов определяют из расчёта 1 аппарат на 100 м3 площади рабочей камеры. Oпущенные в проектное положение секции T.-к. стыкуют между собой под защитой шпунтового ограждения, c предварит. водопонижением, c применением съёмных кессонов и пр. После опускания T.-к. торцовые диафрагмы разбирают, a рабочую камеру забучивают или бетонируют. При стр-ве подводных тоннелей секции T.-к. могут быть опущены c искусств. островов, c подмостей или доставлены на плаву и опущены непосредственно c воды.
Oпускные T.-к. применяли при стр-ве тоннелей метрополитена в Mоскве, Париже, Aмстердаме, a также участков ряда подводных тоннелей. Ha совр. этапе области применения T.-к. ограничивают в связи c тяжёлыми и вредными для здоровья людей условиями труда при повышенном давлении воздуха. Bедутся работы по созданию "безлюдных" автоматизир. кессонов, где разработка и удаление грунта должны производиться средствами гидромеханизации без участия людей. Это позволит также увеличить глубину погружения T.-к. Эффективность применения T.-к. может быть повышена за счёт использования искусств, водопонижения и тиксотропной рубашки.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.