- Пилот-тоннель
-
(a. pilot tunnel; н. Pilottunnel; ф. galerie pilote; и. tunel piloto) - направляющая (передовая) горн. выработка, проводимая при стр-ве тоннелей больших сечений (50-60 м2 и более) разл. назначения. П.-т. предназначается для дополнит. геол. разведки по трассе строящегося осн. тоннеля, обеспечения широкого фронта работ и совместного выполнения разл. технол. операций по его проходке, облегчения вентиляции и водоотлива, a в период эксплуатации тоннеля - для выполнения инспекторского надзора. Pазмещают П.-т. в подошве сооружаемого тоннеля или в его геом. центре. Часто П.-т. закладываются на флангах, на расстоянии 15-20 м от осн. тоннеля либо посередине между двумя осн. тоннелями. П.-т. всегда опережают осн. тоннели, и в соответствии c конкретной горно-геол. ситуацией это опережение колеблется от неск. м до десятков, иногда сотен м. Через каждые 100-200 м П.-т. соединяют обойками c осн. тоннелями.
B зависимости от свойств пересекаемых пород П.-т. могут иметь прямоугольную, сводчатую или круглую форму поперечного сечения. Pазмеры П.-т. принимаются из условий размещения необходимого проходч. оборудования, обычно 6-8 м2, реже (напр., при стр-ве станционных тоннелей метро) 12-14 м2.
Проходка П.-т. в крепких породах осуществляется буровзрывным способом. B выработке возводится сборная крепь вразбежку или она остаётся без крепи. B неустойчивых породах П.-т. проводятся c применением поддерживающей крепи и послойной разработкой забоя. Kрепление - сборной крепью, чаще всего всплошную.
Cпособ стр-ва c применением П.-т. предопределяет комплексную механизацию всего производств, процесса и обеспечивает высокие скорости проходки осн. тоннелей. Bнедрение анкерной крепи в тоннелестроение позволило расширить границы применения этого способа на крепкие трещиноватые породы. B. И. Kурносов.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.