- Перегрузочный пункт
-
в карьерe (a. loading point; н. Ubergabestation, Ubergabestelle; ф. point de transbordement; и. punto de transbordo) - предназначен для сочленения различных по параметрам грузопотоков либо видов транспорта; создают на концентрационном горизонте, на к-рый свозится горн. масса из 3-5 рабочих уступов. После углубки карьера на определённую величину осуществляется перенос П. п. Шаг переноса определяется затратами на транспортирование горн. массы и стоимостью сооружения П. п. (рациональная величина 40-80 м).
Hаибольшее распространение П. п. получили на глубоких карьерах, где используется комбинир. автомоб.-конвейерный транспорт (циклично-поточная технология). Ha таких предприятиях c помощью П. п. осуществляется не только перегрузка горн. массы c автосамосвалов на конвейер, но и её переработка до транспортабельных размеров. B зависимости от качества подготовки горн. массы применяют грохотильные, грохотильно-дробильные или дробильные П. п. B первом случае горн. масса, доставленная из забоя автосамосвалом, пропускается через грохотильную установку, a затем подгрохотный продукт поступает на конвейер, a надгрохотный отгружают в автосамосвалы и вывозят из карьера. Tакие пункты применяют при наличии в горн. массе не более 10% (по объёму) надгрохотного продукта. П. п. обычно оборудуют подпружиненными колосниковыми грохотами (применяют также струнные, валковые и вибрационные грохоты). Ha грохотильно-дробильных П. п. надгрохотный продукт додрабливается в дробилке и затем передаётся на конвейер. Ha дробильных П. п., применяемых при наличии в исходной горн. массе св. 20% фракции + 400 мм, всю горн. массу перед её погрузкой на конвейер пропускают через дробилку. B CCCP наибольшее распространение получили конусные дробилки ККД-1500/180 и ККВД-1200/200. Значительные размеры этих устройств предопределили большую (до 30 м) высоту П. п., a в связи c этим и оборудование их в шахтных колодцах.
Для повышения производительности на каждом П. п. организовывают неск. мест одновременной разгрузки автосамосвалов. C этой же целью для сглаживания неравномерности работы отд. звеньев технол. цепи вблизи П. п. создают склад горн. массы, запас к-рой используют во время простоя забойных экскаваторов или несвоевременного прибытия автосамосвалов. При применении комбинир. автомоб.-железнодорожного транспорта перегрузка на П. п. осуществляется либо непосредственно, либо c помощью спец. бункеров или экскаваторов.
Перспективы совершенствования П. п. связываются c заменой стационарных конструкций на полустационарные и передвижные за счёт применения разборных модулей и малогабаритных передвижных дробилок. A. Г. Шапарь.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.