- Макаров
- Макаров
-
город, р.ц., Сахалинская обл. До возвращения Юж. Сахалина России селение Сиритбру; название из айнск. shtri 'хороший, большой', turu 'земля'. В 1947 г. переименовано в Макарав в честь русск. ученого и флотоводца С. О. Макарова (1848-1904).
Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001.
- Мака́ров
-
Степан Осипович (1848/49 – 1904), российский флотоводец, вице-адмирал (1896), океанограф, учёный-кораблестроитель. В 1871 г. совершил кругосветное плавание на шхуне «Тунгуз». В 1885 г. опубликовал книгу «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей», за что в 1887 г. удостоен премии Петербургской АН. В 1886–89 гг. в качестве командира корвета «Витязь» совершил кругосветное плавание, по результатам которого опубликовал в 1894 г. труд «Витязь» и Тихий океан», за что вторично был премирован Академией наук, а имя корабля было нанесено на фасад Международного океанографического института в Монако. В 1899 и 1901 гг. совершил на ледоколе «Ермак» (спроектирован Макаровым и построен под его наблюдением) ряд походов к о-вам Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, результаты которых изложил в книге «Ермак» во льдах». В начале Русско-японской войны (февраль 1904 г.) Макаров был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб вместе с художником В. В. Верещагиным на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине. Именем Макарова назван котлован в центре Сев. Ледовитого океана.
С.О. Макаров
География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
- Макаров
-
Степан Осипович (1848–1904) – великий русский флотоводец, исследователь-гидролог, кораблестроитель, вице-адмирал (1896).
Родился 27 декабря 1848 в Николаеве в семье прапорщика флота, выслужившегося из солдат. Его мать также происходила из семьи морского офицера.
В 1865 был отдан (когда отца перевели служить на Дальний Восток) в морское училище в Николаевске-на-Амуре, которое и окончил в 1869, произведен в мичманы.
С 1871 – на Балтийском флоте. Во время службы на броненосной лодке «Русалка» сделал первые предложения по изменению технической конструкции броненосца, позволяющие повысить ее непотопляемость (так называемый «пластырь мичмана Макарова»), которые были высоко оценены командующим эскадрой адм. Г.И.Бутаковым на специально созванном заседании Технического комитета. К 1873 «пластырь» уже использовался на судах для герметизации пробоин, сам Макаров получил чин лейтенанта.
В 1876 был направлен на эскадру Черноморского флота под командование А.А.Попова, где предложил переоборудовать обычный пароход «Великий князь Константин» в средство для перевозки минных катеров (чтобы в случае военной опасности незамедлительно отправлять такие суда в районы стоянок кораблей противника). Это положило начало созданию миноносных кораблей и торпедных катеров.
С началом русско-турецкой войны 1877–1878, прибыв из Петербурга в родной Николаев, представил командующему Черноморским флотом адмиралу Н.А.Аркасу проект действий русского флота с помощью минных катеров. Получив разрешение, осуществил свою идею в ночь на 16 декабря 1877, когда впервые в мире Макаров атаковал турецкие боевые корабли, использовав самодвижущиеся мины-торпеды, выпущенные с минных катеров.
К 1881, вдохновленный созданием торпедного миноносца, возвращается в Петербург. Оттуда его посылают в Константинополь командовать пароходом «Тамань», стационаром при русском посольстве. На этой почти дипломатической должности раскрылись исследовательские способности Макарова в области океанологии. На «Тамани» им были проведены гидрологические работы в проливе Босфор и написан труд Об обмене вод Черного и Средиземного морей (1885). За этот труд, премированный Петербургской АН, морской офицер Макаров был принят в действительные члены Географического общества.
В 1882–1886 капитан 1-го ранга Макаров вновь на Балтике: служил флаг-капитаном командующего Практической эскадры Балтийского моря, командиром фрегата «Князь Пожарский» (1883–1885), затем корвета «Витязь». В 1886–1889 совершил на нем кругосветное плавание, проводя океанографические работы в северной части Тихого океана и обобщенные позже в его двухтомнике «Витязь» и Тихий океан (1894). Книга и поныне считается классическим трудом по океанологии. На фронтоне Океанографического института в Монако в списке кораблей, внесших вклад в исследования Мирового океана, есть имя корвета «Витязь».
1 января 1890 за отличие по службе 42-летний Макаров был произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского флота. В 1891 – главным инспектором морской артиллерии. В эти годы он изобрел наконечники к артиллерийским снарядам (получившие его имя), которые могли значительно увеличить пробивную силу бронебойного снаряда (приняты на вооружение в 1904).
С конца 1894 – командующий эскадрой Средиземного моря.
В 1894–1896 совершил второе кругосветное путешествие: в конце 1894 из Петербурга прибыл на Средиземное море, в 1895 перешел с эскадрой, которой командовал, из Средиземного моря через Суэцкий канал на Дальний Восток, в 1896 перешел через Тихий океан в Северную Америку, проехал через США и через Атлантический океан вернулся в Россию.
В 1896 командовал эскадрой Балтийского флота, изучал Карское море, где познакомился с норвежскими полярными капитанами, в том числе с О.Свердрупом (в свое время ходившим с самим Нансеном). Собранные Макаровым рассказы о хождении во льдах заставляют его выдвинуть идею создания ледокола для исследования Арктики. Показавшаяся фантастической, она поначалу не получила поддержки Географического общества. После высокой оценки проекта строительства ледокола Д.И.Менделеевым, доведшего бумаги до сведения министра финансов С.Ю.Витте и царя Николая II адмирал получил согласие на реализацию задуманного; лично руководил постройкой ледокола «Ермак».
В 1897 Макаров опубликовал «Рассуждения по вопросам морской тактики», обобщившие основы тактики парового броненосного флота. В них он обосновал необходимость взаимодействия артиллерийских и минно-торпедных кораблей в бою, целесообразность применения кильватерного строя в боевых порядках броненосных эскадр, сформулировал принципы противоминной и противолодочной обороны. Книга была переведена на несколько европейских языков.
Испытания ледокола прошли 21 февраля 1899 в Финском заливе, а уже в марте 1899 Макаров перешел на ледоколе из Ньюкасла в Кронштадт, оттуда – в Ревель. Летом оставался на Севере, совершил два пробных рейса к северу от Шпицбергена до 81'21 " с.ш. По материалам путешествия написал «Ермак» во льдах (1901). С 1899 был главным командиром Кронштадтского порта, военным губернатором Кронштадта.
В 1901 ходил в Баренцевом море в тяжелых ледовых условиях, описал Землю Франца-Иосифа и северо-западный берег Новой Земли.
В труде Без парусов (1903) разработал вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время, в книге Броненосцы или безбронные суда (1905) собрал воедино опубликованные им изобретения в этой области.
1 февраля 1904 назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля прибыл в Порт-Артур. За короткий срок повысил уровень боевой готовности, подконтрольности дозорной службы, минных постановок, траления, контрбатарейной борьбы; сделал все возможно для отражения атак противника в ночное время и вообще к активным действиям на море. Но 31 марта 1904 близ Порт-Артура погиб при подрыве на мине флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск».
В 1913 в Кронштадте Макарову был сооружен памятник (работы Л.В.Шервуда) с часто повторяемыми адмиралом словами «Помни войну». В советское время памятник адмиралу был поставлен также в его родном городе Николаеве. Именем Макарова названы 17 географических объектов на Тихом океане, в Арктике и Антарктиде, корабли и суда, учебные заведения. Ледокол «Ермак» пережил своего конструктора на 60 лет и стал родоначальником серии современных ледоколов.
Наталья Пушкарева
ЛИТЕРАТУРА
Еремеев Л.М. Адмирал Макаров. М. – Л., 1939
Семанов С.Н. Макаров. М., 1988
Энциклопедия Кругосвет. 2008.
.