- МАКАРОВ
-
«МАКАРОВ», Россия, РОЙ/ЕВРАЗИЯ (Свердловская киностудия), 1993, цв., 99 мин.
Притча, философская эксцентрическая драма.
Сценарий В. Залотухи — умный, подвижный, легкий, глубокий и очень русский. Постановщик Владимир Хотиненко предстает этаким блистательным танцором, прекрасно владеющим профессией, детально изучившим «фигуры» данного выступления и размеры площадки, на которой означенные «фигуры» необходимо «выписывать». Все так изящно, стильно «подогнано» в этом танце, что становится возможным, четко выдерживая ритм, немножко похулиганить. Пожонглировать кинематографическими словами и понятиями.
Артисты работают превосходно. Причем, все. Сергей Маковецкий который, наконец, сыграл в кино так, что можно солидаризироваться с кинообщественностью, излишне восторженно оценившей предыдущие роли актера. Замечательная Елена Майорова, у которой неудач, впрочем, не было никогда. И даже совсем уж эпизодические: Юлия Райтбурт и Сергей Фетисов...
«Макарова» не взяли на конкурс берлинского фестиваля. И это тоже хорошо. Ведь западные киносмотры ждут из России картины, подтверждающие образ нашей страны, сложившийся в сознании европейских интеллектуалов: огромные просторы, убогая жизнь, отсутствие бытового комфорта и гражданских прав, хорошие люди, достойные лучшей участи...
Слава Богу, фильм Хотиненко про другое.
Частная история о провинциальном поэте Макарове, купившем по случаю, пистолет «Макаров» — это, ведь, тоже образ духовной да, впрочем, и материальной ситуации, сложившейся нынче в Отечестве. Миллионы соплеменников готовы поверить в то, что оружие способно решить наши накопившиеся проблемы. Сотни умных людей понимающих пагубность новой веры, ничего не могут ей противопоставить...
Когда-то «Маленькая Вера» безжалостно поставила диагноз предперестроечному советскому обществу. «Макаров» наглядно продемонстрировал, чем завершилась перестройка и как выглядит общество постсоветское.
В фильме звучат: стихи И. Бродского, Н. Гумилева, Ю. Кима, А. Блока, Т. Кибирова, Б. Чичибабина, О. Мандельштама, А. Пушкина, фрагменты симфонии N8 Ф. Шуберта, песня из фильма «Весна на Заречной улице».
В ролях: Сергей Маковецкий (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич), Елена Майорова (см. МАЙОРОВА Елена Владимировна), Ирина Метлицкая (см. МЕТЛИЦКАЯ Ирина Юрьевна), Владимир Ильин (см. ИЛЬИН Владимир Адольфович), Сергей Паршин (см. ПАРШИН Сергей Иванович), Леонид Окунев, Евгений Стеблов (см. СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич), Виктор Смирнов (см. СМИРНОВ Виктор Федорович), Юлия Рутберг (см. РУТБЕРГ Юлия Ильинична), Иван Агафонов (см. АГАФОНОВ Иван), Сергей Газаров (см. ГАЗАРОВ Сергей Ишханович), Арсений Горшаков, Татьяна Попова, Виолетта Седова.
Режиссер: Владимир Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Владимир Иванович).
Автор сценария: Валерий Залотуха (см. ЗАЛОТУХА Валерий Александрович).
Оператор: Евгений Гребнев (см. ГРЕБНЕВ Евгений Ювенальевич).
Художник-постановщик: Валерий Лукинов (см. ЛУКИНОВ Валерий).
Композитор: Александр Пантыкин (см. ПАНТЫКИН Александр).
Используемая музыка: Франц Шуберт, Борис Мокроусов (см. МОКРОУСОВ Борис Андреевич).
Звукорежиссер: Сергей Сашнин (см. САШНИН Сергей Петрович).
Монтаж: Светлана Тарик.
Продюсер: Владимир Хотиненко (см. ХОТИНЕНКО Владимир Иванович).
Главный приз, приз за лучшую мужскую роль (В.Ильин) КФ «Киношок—93» (Анапа); Призы кинопрессы за 1993 год: «лучший фильм года», «фильм, определяющий киностиль года», «лучшему актеру» (С.Маковецкий); Приз «Золотой овен—93» лучшему актеру года (С.Маковецкий); "Серебряный витязь» в конкурсе игровых фильмов МКФ «Золотой витязь» (Тирасполь—94); Приз «Зеленое яблоко золотой листок» за 1993 год, удостоен С.Маковецкий за лучшую мужскую роль в фильмах «Макаров», «Наш американский Боря», «Ребенок к ноябрю»; Приз Киноакадемии «Ника—93» за лучший фильм, лучшую реж. работу, лучшую мужскую роль (С.Маковецкий), лучшую роль второго плана (В.Ильин); Номинация на приз «Ника» за 1993 год в категориях: «лучшая сценарная работа» (В.Залотуха), «лучшая работа звукооператора» (С.Сашнин); Премия ФИПРЕССИ, приз C.I.C.A.E. МКФ в Стамбуле—95.
Энциклопедия кино. 2010.