Бретон


Бретон
Бретон
(Breton ) Андре (1896-1966) Французский писатель и художник, основоположник сюрреалистического движения и бессменный лидер группы сюрреалистов (см.: Сюрреализм). Создатель теории автоматического письма. Эстетика и этика для него — нерасторжимое целое: автоматическое письмо и «объективная случайность», побуждающая человека прислушиваться к подаваемым ему знакам, определяют внелогический, визионарный характер художественного творчества. С эволюцией его эстетических интересов от поэтики к природе творческого процесса, модернистской концепции поэтической жизни связана смена литературных пристрастий: от Ш.Бодлера к С.Малларме, П.Валери, А.Рембо, символизму, затем — к Лотреамону и А.Жарри, позже — к Т.Аполинеру, П.Реверди, Л.Арагону. Как студент-медик, Б. увлекается учением З.Фрейда. В психоанализе его привлекает прежде всего метод свободных ассоциаций, находящий поэтическое воплощение в идее стихотворения как эманации человеческой жизни. В этом плане его интересуют слуховые галлюцинации Малларме. В годы первой мировой войны он испытывает шок от высочайшего поэтического качества спонтанных словесных ассоциаций душевнобольных, что побуждает его прервать данный психоаналитический эксперимент. Однако обретенный опыт не проходит бесследно для эстетики сюрреализма: «Вспомним сначала об аксиоме, что для поэзии, начиная с некоторого уровня, абсолютно несущественно душевное здоровье поэта. Поэзия обладает привилегией простирать свое царство далеко за узкие рамки рассудка. Для нее нет ничего хуже банальности и согласия всех со всеми. Со времен Рембо и Лотреамона мы знаем, что самые прекрасные песни — часто и самые запутанные. «Аврелия» Нерваля, поздние стихи Гёльдерлина, арльские полотна Ван Гога есть именно то, что мы более всего ценим в их творчестве. Эти произведения не остались в подсознании, «бред» освободил их, и, как бы подхваченные воздушным потоком, они достигли наших сердец» (Бретон А. «Говоря об Арто»). Галлюцинаторно-сновидческий характер творчества как сна наяву — одна из магистральных идей Б. В 1924 г. Б. создает группу сюрреалистов и публикует первый «Манифест сюрреализма», определяющий сюрреализм как переход поэта-мечтателя от реального к чудесному посредством автоматического письма. Он руководит журналами «Литература», «Сюрреалистическая революция», «Сюрреализм на службе революции», сотрудничает с журналом «Минотавр». В 1929 г. выходит в свет «Второй манифест сюрреализма», в котором все отчетливее начинает звучать тема леворадикальной политической ангажированности, анархического бунтарства. В книге «Сообщающиеся сосуды» ( 1932) выдвигается провокативная идея сближения фрейдизма с марксизмом на том основании, что психоанализ выявляет невыносимость действительности, побуждая к ее революционному преобразованию, марксизм же занимает в этом плане «синтетическую» позицию. Встреча с Л.Троцким в Мехико (1938) вдохновляет его на создание прокламации «За независимое революционное искусство», отстаивающей идеи новаторства в искусстве, полной свободы художественного творчества. На протяжении всей своей творческой жизни Б. разрабатывает проблему нового художественного языка. Являясь приверженцем идеи художественного произвола, он отвергает классические критерии прекрасного — истинность, верность натуре. Прекрасное по своей природе не статично, но конвульсивно. Источник образности — не реальность, а язык, воображение ясновидца-эзотерика. Сюрреалистический образ — огромная преобразующая метафора реального мира. Воображение и есть подлинная реальность, «другая жизнь». Б. наделяет поэзию онтологическим статусом, прометеевской миссией, видит в ней «имманентную метафизику». Письмо высвобождает и направляет в творческое русло жизненную энергию, которая неизбежно иссякла бы в случайных жизненных перипетиях. Источник тотального освобождения человека, радикального изменения жизни видится в языке, оказывающем воздействие на действительность. Б. выдвигает идеи полной субъективности творчества, вплоть до растворения его субъекта. Стремление к все более чистому автоматизму воплощается в экспериментах с синтаксисом, завершающихся его «отменой». Отказ от традиционного денотативного представления об искусстве оказался созвучен постмодернистским тенденциям в эстетике XX в. Постмодернизм актуализировал бретоновский перенос акцента на проблемы телесности, желания; концепцию творчества как внелогической, галлюцинаторно-сновидческой, эротической грезы; идеи спонтанности, невменяемости творческого акта; бретоновскую концепцию черного юмора. Новую жизнь обрели также идеи онтологичности искусства, игровой сущности бытия.
Осн. соч.: Oeuvres completes. P., 1992;
Антология черного юмора. М., 1999.
Лит.: Dumas M.-С. Andre Breton en perspective cavaliere. P., 1996;
Антология французского сюрреализма. 20-е годы. M., 1994;
Французская литература 1945-1990. М., 1995.
Н.М.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Бретон" в других словарях:

  • Бретон — Андре (Andre Breton) франц. писатель, один из виднейших представителей дадаистского движения. Типичный литературный «вождь» его имя значится под многочисленными манифестами «дада». Когда «дада» распалась, Б. обратился к «сюрреализму» и выступил с …   Литературная энциклопедия

  • Бретон Т. —         Бретон и Эрнандес (Bretуn у Hernбndez) Томас (29 XII 1850, Саламанка 2 XII 1923, Мадрид) испан. композитор и дирижёр. Чл. Испан. корол. академии (1896). Первоначальное муз. образование получил в Школе изящных иск в в Саламанке. В 1872… …   Музыкальная энциклопедия

  • Бретон А. — Запрос «Бретон» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рене Ише. Маска Андре Бретона Андре Бретон (фр. André Breton, 19 февраля 1896  28 сентября 1966)  французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма. Содержание …   Википедия

  • Бретон — (Breton)  французская фамилия, означающая «бретонец». Известные носители: Бретон, Андре (1896 1966)  французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма. Бретон, Жюль (1827 1906)  французский художник, жанрист и пейзажист.… …   Википедия

  • Бретон, Ги — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бретон. Ги Бретон Guy Breton …   Википедия

  • бретон — I. БРЕТОН bretonne? Белая раковина, идущая на украшение гротов. Сл. нат. ист. I. II. БРЕТОН breton? 1. Рельефные узкие кружева. Товароведение 1959. По названию области Западной Франции. 2. Вдруг на улице послышался свист, гам, топот и собачий лай …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Бретон — (Breton)         Андре (19.2.1896, Теншбре, департамент Орн, 28.9.1966, Париж), французский писатель. Автор «Манифеста сюрреализма» (1924), «Второго манифеста сюрреализма» (1930). Тяготел к троцкизму. В книгах «Аркан 17» (1945), «Положение… …   Большая советская энциклопедия

  • Бретон А. — БРЕТÓН (Breton) Андре (1896–1966), франц. писатель, один из основоположников сюрреализма ( Манифест сюрреализма , 1924). В декларациях 1930 х гг., в книгах Аркан 17 (1945), Лампа в часах (1948), не принимая совр. культуру, утверждал, что… …   Биографический словарь

  • Бретон (значения) — Бретон, Андре Бретон, Жюль Бретон (раса The Elder Scrolls) См. также Бретонцы …   Википедия

  • Бретон де лос Эррерос — Мануэль (Manuel Breton de los Herreros, 1796–1873) испанский драматург и поэт. Автор ряда пьес, написанных в манере Л. Фернандеса Моратина, романтических драм и мещанских комедий; из них наиболее известны: «Muerete y veras» (1837), «Dios los cria …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Бретон» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.