Борхес

Борхес
Борхес
(Borges Jorge Luis) Хорхе Луис (1899-1986) Агрентинский писатель, поэт, эссеист, получивший мировую известность благодаря своим эстетическим инновациям, связанным с эзотерическим, метафизически-фантазийным, поэтическим методом творчества. Существенное влияние на формирование философско-эстетических взглядов Б. оказали идеи Беркли и Шопенгауэра, творчество Киплинга, Уэллса, Честертона, Стивенсона, Уитмена. Кросс-культурность — его родовая черта: благодаря своей бабушке-англичанке Б. свободно говорил и читал по-английски, за годы жизни в Швейцарии и Испании (в период Первой мировой войны) овладел французским и немецким. В Испании он увлекся ультраизмом — школой поэтического авангарда, близкой к экспрессионизму и дадаизму — и стал одним из соавторов его манифеста. Однако славу ему принесли не ультраис-тские эксперименты, а отклоняющиеся от реалистического мейнстрима в аргентинской литературе «Пьер Менар, автор Дон Кихота» (1939), «Смерть и компас» (1942), «Фикции» (1944), «Алеф» (1949), «Юг» (1953). Темы его творчества — время, одиночество, смерть. Символом жизни, аллегорией человеческого существования становится лабиринт. Постижение его структуры связано с обнаружением своего тайного «Я», осознанием бесплодности поисков смысла жизни, то есть со смертью. Подчеркивая универсальность фантастики, Б. исходит из видения литературного творчества не как художественного отражения действительности, но как «задумчивости чувств», поэтического воссоздания культурных лабиринтов, образовавшихся в ходе исторического развития человечества. Их модель — таинственные лабиринты гностицизма и кабаллистики. Сущность искусства усматривается в окружающей его ауре нереальности. Ее созданию способствует отказ от классической каузальности, пространственно-временных связей, линейного типа повествования. Б. считает поиски истины бесперспективными. Философия и теология для него — «временные» системы мышления, уступающие силе воображения. Бессильна и психология, так как человеческое поведение зависит от недоступных пониманию феноменов. Бесплодные поиски истины и смысла рождают чувство абсурда. Свою художественную задачу Б. видит в исследовании безликих персонажей, оказавшихся в архетипической ситуации. Путь к концептуализации и формализации вымышленного мира — эстетическое совершенство. Б. создает галлюцинаторный мир художественных абстракций, парадоксов; приметы его литературного стиля — оксюморон, метонимия. Иронизм писателя выражается в смешении вымысла и эссеистики, в фиктивных сносках, призванных сбить с толку эрудитов, породить у читателей чувство неуверенности. Бездонность, бесконечная противоречивость мира — одна из сквозных тем творчества Б. Его волнуют метафизические проблемы времени и человеческого удела, вопросы самоидентификации личности, сплав реального и сновидческого. Оригинальность его художественного языка связана с сочетанием метафизических универсалий и аргентинских реалий (в частности, культа мачо); смешением приемов высокой и массовой культуры; трактовкой современных сюжетов путем реинтерпретации традиционных мифов; приемом «рассказа в рассказе» как иронического комментария основной сюжетной линии; двойничеством; зеркальными отражениями реального и ирреального, сюрреального; авторской самоиронией. В ряде произведений Б. просвечивают автобиографические мотивы, связанные с потерей зрения, работой в качестве директора Национальной библиотеки. Симметричная структура «Вавилонской библиотеки» (1941) ассоциируется с рационалистической концепцией мира, а непрочитанные библиотечные книги — с человеческим невежеством. Подвергая сомнению классический рационализм, Б. видит в научных и философских доктринах лишь эфемерные создания человеческого разума. Хаотичный, лишенный смысла мир непостижим, опыт абсурда может обрести смысл лишь в искусстве — интуитивном художественном усмотрении мира, находящем выражение в языке. Художественно-эстетический опыт Б. был воспринят как высоким модернизмом, так и постмодернизмом, развившим его идеи мира-лабиринта, галлюцинаторности творчества, фиктивности (симуляционности) мира искусства, иронизма как признака современной художественной ситуации.
Осн. соч.: Ficciones (1935-1944).
Buenos Aires, 1956;
El Aleph. Buenos Aires, 1949;
El informe de Brodie. Buenos Aires, 1970;
La cifra. Buenos Aires, 1981;
Los conjurados. Madrid, 1985;
Проза разных лет. M., 1984;
Письмена Богов. M., 1992;
Сочинения в трех томах. Рига. 1994.
Лит.: Barrenechea A.M. Borges, the Labi-rinth Maker. N.Y., 1965;
Aizenberg E. (ed.). Borges and his Successors: the Borges Impact on Literature and the Arts. Columbia, 1990;
Fishburn E., Psiche H. A Dictionnary on Borges. L., 1990;
Isbister R., Peter S. A Concordance to the Works of Jorge Luis Borges 1899-1986. 6 vols. Lampeter, 1992;
Sarlo B. Jorge Luis Borges: a Writer on the Edge. L., N.Y., 1993.
H. M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Борхес" в других словарях:

  • Борхес — (исп. Borges)  испанская фамилия: Борхес, Грасиэла (род. 1941)  аргентинская актриса Борхес, Хорхе Луис (1899 1986)  аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес, Хуан (род. 1966)  кубинский шахматист; гроссмейстер… …   Википедия

  • БОРХЕС — (Borges) Хорхе Луис (1899 1986) аргентинский мыслитель и писатель. Классик жанра эссе новелл. Президент Аргентинского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки Аргентины (1955). Удостоен литературной премии Форментор (1961).… …   Новейший философский словарь

  • Борхес Х. — Хорхе Луис Борхес Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос Айрес 14 июня 1986, Женева) аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими… …   Википедия

  • Борхес Х. Л. — Хорхе Луис Борхес Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899, Буэнос Айрес 14 июня 1986, Женева) аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими… …   Википедия

  • Борхес — (borges) Хорхе Луис (1899, Буэнос Айрес – 1986, Женева), аргентинский писатель. Х. Л. Борхес   Родился в семье врача, впоследствии – профессора психологии. Первая публикация – перевод сказки О. Уайльда «Счастливый принц», сделанный Борхесом в… …   Литературная энциклопедия

  • Борхес (значения) — Борхес фамилия. Известные носители: Борхес, Грасьела аргентинская киноактриса. Борхес, Карлос уругвайский футболист. Борхес, Хорхе Луис аргентинский прозаик, поэт и публицист …   Википедия

  • БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис — (1899 1986) аргентинский писатель. В 1920 е гг. один из основателей авангардизма в испано американской поэзии. Сборники стихов Творец (1960), Другой, все тот же (1969), Тайнопись (1981). Фантастические психологические, приключенческие,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Борхес Хорхе Луис — Борхес (Borges) Хорхе Луис (р. 24.8.1899, Буэнос Айрес), аргентинский писатель. Литературную деятельность начал в Испании как один из основателей модернистского направления ультраизма, принципы которого развил затем в аргентинской поэзии… …   Большая советская энциклопедия

  • Борхес Хорхе Луис — (Borges) (1899 1986), аргентинский писатель. В фантастической по сюжетам новеллистике, своего рода вымыслах притчах (сборники «Вымышленные истории», 1944; «Алеф», 1949; «Строки бегущих песчинок», 1975) мир предстаёт как особая реальность, а… …   Энциклопедический словарь

  • Борхес, Хорхе Луис — Хорхе Луис Борхес Грета Штерн. Фотопортрет Борхеса. 1951 год …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»