Базен

Базен
Базен
(Bazin) Андре(1918-1958) Французский теоретик кино. После Второй мировой войны, во время которой Б. принимал участие во французском Сопротивлении, начинает писать статьи о кино для журналов «L'Ecran francais» и «La Revue du Cinema». В 1951 г. вместе с Ж.Дониоль-Валькрозом организует журнал «Cahiers du Cinema», ставший одним из известнейших теоретических журналов, посвященных киноискусству. В этом журнале под руководством Б. начинали работать в качестве критиков будущие знаменитые режиссеры французской «новой волны» (Годар, Трюффо, Риветт, Шаброль, Ромер). После смерти Б. его статьи были изданы в четырех томах с названием «Что такое кино?» Концепция кино, по Б., получившая наименование «онтологического реализма», опиралась на опыт феноменологии и философию Бергсона. Ключевые теоретические положения Б. выделяют фотографию и кино в качестве особых, кардинально новых средств выразительности. Б. пытается подойти к фотографическому изображению через то, что он назвал «комплексом мумии», извечным стремлением человека победить время, закрепив телесную видимость существа, обреченного на смерть и исчезновение. Историческое стремление к этому виду пластических искусств находит свое завершение в фотографии. Б. отмечал, что с возникновением фотографии происходят кардинальные изменения в самом понимании взаимосвязи искусства с действительностью. Фотография воздействует как феномен самой реальности, в ней запечатленной, а потому обладает иррациональной силой достоверности; она изменяет статус авторства (влияние личности художника оказывается крайне ослаблено); заставляет искать новые способы интерпретации художественного образа. Б. полагал, что фотография связана с процессом «естественного» творчества, в отличие от традиционно доминировавшего творчества художественного. В частности, именно поэтому она становится излюбленной техникой сюрреалистов (см.: Сюрреализм). В то время как фотография совершает радикальный переворот в пластических искусствах, одерживая своеобразную победу над смертью, кино, благодаря технологии воспроизведения движения, способно зафиксировать «самое жизнь», не механическое время, но бергсоновское «дление» самого жизненного процесса. Именно на эти теоретические предпосылки опирается Б., когда анализирует пространство кадра, движение камеры, игру актеров. Он создает оригинальную концепцию кино, в которой особой привилегией пользуется «сама реальность». Именно поэтому его привлекает «жизнь врасплох» Дзиги Вертова, документальные фильмы Флаэрти, итальянский неореализм. Именно поэтому он сдержанно относится к Эйзенштейну, монтажные идеи которого стремятся уничтожить физическую реальность в киноизображении. Б. отдает очевидное предпочтение фильмам, где роль монтажа сведена к минимуму, но это еще не значит, что его концепция антимонтажна. Для него монтаж проблематичен тогда, когда передает смысл, не содержащийся в самих кадрах, то есть «навязывает зрителю интерпретацию изображаемого события». Б. оспаривал монтажную природу кино, на которой настаивали Кулешов, Пудовкин и Эйзенштейн. Видимая реальность для него оказывается ключевым элементом не только изображения, но даже и киноязыка (в этом его позиция отчасти близка теории З.Кракауэра). Анализируя фильмы таких разных режиссеров, как Уэллс, Ренуар, Росселини, Висконти, Б. приходит к выводу, что главным кинематографическим элементом является «ощущение присутствия при совершении события». Это переживание превращает созерцание некоторого эпизода в событие присутствия, которое можно охарактеризовать как феноменологическое, позволяющее открыться реальности мира в момент совпадения времени восприятия (формируемого посредством пространственных элементов кинематографа) с внутренним временем изображаемого объекта. Именно через событие присутствия можно проследить суть открытий Б. в области киноязыка. «Глубинная мизансцена», анализируемая им, — это не просто частный случай построения кадра, но особая динамика пространства, при котором основное действие переносится с фигур переднего плана к фигурам и элементам фона, которые обычно находятся втуне. «План-эпизод» — не просто долгое движение камеры, но такое, при котором все фигуры оказываются незакрепленны и их появление в кадре носит характер случайности, что фактически превращает их опять же в элементы фона. «Фон» и есть для Б. синоним кинематографического воплощения реальности, где прерывается игра фигур, формирующих кинонарративы, заимствованные из литературы, живописи, театра, и где открывается «природа» кино. Вышесказанное заставляет Б. пересмотреть я понятие автора применительно к кинематографу. Он солидаризуется с концепцией «камеры-пера» Александра Астрюка, согласно которой само изображение становится основным элементом авторского стиля. Б., опираясь на Астрюка и на собственный опыт анализа кинопроизведений, становится одним из создателей «авторской теории» (theorie d'auteur), утверждающей, что визуальные эффекты, используемые режиссером, являются единственным местом в кинематографе, где сохраняется автор. Это позволяет распознать авторов в режиссерах, работающих в жестких жанровых рамках голливудской киноиндустрии, нивелирующей индивидуальность. В 60-е годы Б. был подвергнут критике левыми радикалами от кино (Комолли, Нар-бони, а также его бывший соратник по «Кайе дю Синема» Годар), которые усматривали «буржуазность» уже в самом использовании таких понятий, как «автор», «реальность», «репрезентация». Б. не был излишне политизирован, он не дожил до революционной эпохи 60-х гг., но сегодня многие положения его теории выглядят порой более радикальными и критичными в отношении западно-европейского способа восприятия мира, чем лозунги его оппонентов.
Соч.: Qu'est-ce que la cinema? T. 1-4. Paris, 1958-1962.
Лит.: Andrew D. Andre Bazin. N.Y., 1978.
О. Аронсон

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Базен" в других словарях:

  • Базен — (фр. Bazin и фр. Bazaine)  французские фамилии. Андре Базен (Bazin; 1918 1958)  французский кинокритик, историк и теоретик кино. Жак Ригомер Базен (1771 1820)  французский публицист. Жан Базен (Bazaine; 1904 2001) … …   Википедия

  • Базен — Ренэ (Réné François Nicolas Marie Bazin, 1853–) французский романист, представитель так наз. «режионализма» (областничества), т. е. такой литературы, к рая изображает жизнь французских округов провинции, противопоставляемой по культуре, по… …   Литературная энциклопедия

  • БАЗЕН — (Bazin) Эрве (1911 1996), французский писатель. Резкое осуждение частной жизни и морали буржуа, драматизм конфликтов в семье, противостояние героя распаду современных нравственных устоев в основе сатирико психологический триллер Семья Резо (1948… …   Современная энциклопедия

  • Базен — I Базен (Bazaine)         Ашиль Франсуа (13.2.1811, Версаль, 23.9.1888, Мадрид), маршал Франции (1864). Участник войн в Алжире (1835), Испании (1837), Крымской войны 1853 56, австро итало французской войны 1859 и Мексиканской экспедиции 1862 67.… …   Большая советская энциклопедия

  • Базен Э. — БАЗÉН Эрве (наст. имя Жан Пьер Мари Эрве Базен, Hervé Bazin) (1911–96), франц. писатель. Участник Дв. Сопротивления. Резкое осуждение частной жизни и морали буржуа, драматизм семейных конфликтов, противостояние героя распаду совр. нравств.… …   Биографический словарь

  • БАЗЕН Ашиль Франсуа — БАЗЕН (Bazaine) Ашиль Франсуа (13 февраля 1811, Версаль 23 сентября 1888, Мадрид), французский военачальник, маршал Франции (1864). Участник войн в Алжире (1835), Испании (1837), Крымской войны (1853 1856), австро итало французской войны (1859),… …   Энциклопедический словарь

  • БАЗЕН (Bazin) Эрве — (наст. имя Жан Пьер Мари Эрве Базен Herve Bazin) (1911 96), французский писатель. Участник движения Сопротивления. Резкое осуждение частной жизни и морали буржуа, противостояние героя распаду современных нравственных устоев в основе сатирико… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Базен Эрве — Базен (Bazin) Эрве [псевдоним; настоящее имя Жан Пьер Мари Эрве Базен (Herve Bazin)] (р. 17.4.1911, Анже), французский писатель. Учился в Сорбонне. Порвал с буржуазной семьей, брался за «чёрную» работу; сочинял стихи: сборники «Доли» (1933),… …   Большая советская энциклопедия

  • БАЗЕН (Bazin) Андре — (1918 58) французский киновед и кинокритик. Один из зачинателей т. н. новой волны движения молодых кинематографистов, сгруппировавшихся вокруг журнала Кайе дю синема . В 1967 теоретико критическое наследие Базена было посмертно опубликовано в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • БАЗЕН (Bazaine) Жан — (1904 75) французский живописец. Ранний период его творчества отмечен увлечением экспрессивным натурализмом. В 1930 е гг. испытал влияние П. Боннара. В послевоенное время один из ведущих представителей ташизма ( Ребенок и ночь , 1949). В Заметках …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»