Балаш это:

Балаш
Балаш
(Balazs) Бела (1884-1949) Венгерский теоретик кино, сценарист. Изучал философию в Будапештском и Берлинском университетах. Первые теоретические работы «Эстетика смерти» (1908), «Фрагменты философии искусства» (1909) написаны под влиянием философии немецкого романтизма. В эти же годы Б. выпускает сборник стихов и пишет пьесы в духе символизма . После поражения Венгерской революции 1919г. коммунист и активный ее участник Б. вынужден эмигрировать. С 1920 г. регулярно появляются его рецензии на фильмы в венской газете «Der Tag». B 1924 г. на немецком языке выходит его первая и самая знаменитая теоретическая работа о кино «Видимый человек. Очерки драматургии фильма». Следующая книга Б. — «Дух фильмы» (1929). В это же время он плодотворно работает как сценарист. Самый знаменитый фильм, в котором принимал участие Б., был снят Г. В. Пабстом, — «Трехгрошовая опера» (1931) по Б. Брехту. В 1931 г. Б. переезжает в Москву, где остается вплоть до окончания войны. Только в 1945 г. он возвращается в Венгрию. Последняя книга, обобщившая его теоретический опыт «Культура фильма», вышла в 1948 г. Уже в «Видимом человеке» Б. затрагивает основные темы, которые будут развиты им в будущем. В отличие от С. Эйзенштейна, с которым у него была постоянная полемика, Б. настаивает на языковой самостоятельности киноизображения и на подчиненной роли монтажа, а также других технических средств кино. Подход Б. к кино имеет ярко выраженную феноменологическую направленность. Он вводит понятие «лица вещи», выражающее то, что кинематограф выявляет в обыденном мире, то, что стоит за нашим знанием о вещах, — их способность изменяться, быть другими. Киноизображение фиксирует саму изменчивость мира, метафорой которой для Б. является мимика человеческого лица. Его интерес к классическим физиогномическим теориям (Ш. Лебрена, П. Лафатера) проявился еще в ранних статьях, а в «Видимом человеке» он использовал язык физиогномической теории в качестве возможного языка описания для нового искусства — кино. Именно мимические моменты, которые всегда игнорировались классической физиогномикой как «затемняющие» чтение выражений лица, становятся для Б. ключевыми языковыми элементами в кино. Момент перемены, ускользание изображения, утрата видимости, область невидимого как таковая относятся им к самой сути кино. Он анализирует моменты переживания, состояния вовлеченности в фильм, которые разрушают привычную ситуацию восприятия. Именно на это обратил внимание Р. Музиль, который одним из первых откликнулся на книгу Б. Он, в частности, указал на то, что «Видимый человек» — не столько книга о кино, но книга об изменении восприятия искусства вообще, кино же — лишь средство продемонстрировать «разрушение нормальной тотальности восприятия». Балашевская критика традиционного языка искусства нашла именно в кинематографе возможность «нового языка», языка чувственности, всегда незавершенного и гетерогенного. Б. построил философскую абстракцию кино, для которой трудно найти примеры в кинопрактике. Его идеи были радикальны и плохо применимы именно в кино, однако они расширяют теоретическое поле исследований в области феноменологии и психологии восприятия искусства, актуальны для понимания искусства XX в.
Соч.: Видимый человек. М., 1925 (републикация: Киноведческие записки, № 25, 1995;
Дух фильмы. М., 1935; Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968;
Schriften zum Film. Band 1 (1922-1926). Berlin, 1982; Band 2 (1926-1931). Berlin, 1984.
Лит: Эйзенштейн С. Бела забывает ножницы // Эйзенштейн С. Избр. соч. Т. 2. М., 1964;
Музиль Р. Новый подход к эстетике // Киноведческие записки, N° 25, 1995.
О. Аронсон

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Синонимы:

Смотреть что такое "Балаш" в других словарях:

  • балаш — ребёнок Словарь русских синонимов. балаш сущ., кол во синонимов: 1 • минерал (5627) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • БАЛАШ — Образовано путем присоединения к слову бала (ребенок) уменьшительно ласкательного аффикса аш ( ш). Имеет значение ребеночек , дитятко . От этого имени образована русская фамилия Балашов. Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь… …   Словарь личных имен

  • БАЛАШ — Иван (? 1633), предводитель крестьянско казацкого восстания; из крестьян Герасимова Болдина монастыря Дорогобужского уезда. Во время русско польской (Смоленской) войны 1632 1634 организовал партизанский отряд и возглавил казацко крестьянскос… …   Русская история

  • Балаш — У этого имени есть и иные значения, см. Балаш (значения) Балаш Vhaləhş/Валахш …   Википедия

  • БАЛАШ — Ивашко Балашка, крестьянин Бологовского пог. 1495. Писц. I, 128. Сенка Балаш, крестьянин Оксочского пог. 1495. Писц. II, 323. Балаш, казачий атаман. 1632. A. M. Г. I, 418. Балаш, холоп в Луцком уезде. 1649. Ю. З. А. III, 80 (доп.). Федка Яковлев… …   Биографический словарь

  • Балаш — I Балаш         Бела (1884 1949), венгерский писатель. См. Балаж Б. II Балаш         Иван (ум. 1633), предводитель крестьянско казацкого восстания в 30 х гг. 17 в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Б. стоял во главе одного… …   Большая советская энциклопедия

  • БАЛАШ — 1 . Иван (ум. 1633) предводитель крест. казацкого восстания в 30 х гг. 17 в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Во время Смоленской войны 1632 34 стали создаваться самостоят., не подчинявшиеся командованию отряды из крестьян …   Советская историческая энциклопедия

  • Балаш Б. — …   Википедия

  • балаш — зат. экспр. Жас баланы жақсы көргенде айтылатын еркелету сөзі (Ө. Тұрманжанов, Менің кітаб., 206) …   Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

  • Балаш И. — БАЛÁШ Иван (?–1633), предводитель крест. казацкого восстания; из крестьян Герасимова Болдина монастыря Дорогобужского у. Во время рус. польск. (Смоленской) войны 1632–34 организовал партизанский отряд и возглавил казацко крест. движение …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Балаш» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»