Абсолютная музыка


Абсолютная музыка
Абсолютная музыка
Одно из центральных понятий музыкальной эстетики XIX — перв. пол. XX в. А. м. называли инструментальные произведения, свободные от прикладных функций и не связанные с программностью. Своим происхождением понятие А. м. обязано немецкой философии, в которой термин «абсолютный» имел широкий спектр значений, из которых эстетическая концепция А. м. взяла пересечение «высшего», «идеального» и «самодостаточной сущности». Философская идея абсолюта адаптировалась к музыке в суждениях йенских романтиков об инструментальной музыке, контрастировавших с прежде устойчивым (у Руссо, Канта, в теории музыкальных аффектов Дидро и др.) признанием рангового превосходства вокальных жанров. Термин «А. м.» впервые введен Р. Вагнером в 1846 г. (в его «Программе» к Девятой симфонии Бетховена) в значении высших выразительных возможностей самостоятельного искусства звуков. Согласно Вагнеру, А. м. непосредственно выражает «бесконечное». В понятийное поле А. м. у Вагнера входят такие выражения, как «абсолютный язык звуков», «абсолютная мелодия», «абсолютная гармония». Под влиянием Фейербаха, полемизировавшего с «абсолютной философией» Гегеля, а также — собственных идей о «художественном произведении будущего» в 1850-е годы оценочная окраска термина «А. м.» у Вагнера меняется: теперь он означает «частичное искусство», отделившееся от своих корней (слова и танца в древнегреческой трагедии) и потому опустившееся до уровня «пустой абстракции». Однако музыкальная эстетика наследует от Вагнера первый смысл, вводящий в понятие об А. м. представление об исчерпывающем проявлении музыкальной специфики, ее собственно эстетической сущности. Об инструментальной музыке как «чистом», «абсолютном искусстве звуков» писали Ф. Лист, Ш. Гуно, В. С. Калинников, Г. Ларош и др. Начиная с поел, трети XIX в. термин «А. м.» отождествляется с идеальной схематикой музыкальных форм, с тектоникой композиции (О. Гостинский, 1877, А. Хальм, 1913), но также — со свободой творчества от традиционных структурных шаблонов (Ф. Бузони, 1906, считал образцами А. м. прелюдийные и связующие фрагменты бетховенских сочинений, поскольку они лишены симметрии и периодичности). От последней версии понимания А. м. отталкивается идея А. Шёнберга о «музыкальной прозе» (1950)— высшем проявлении специфики музыки. Основные понимания А. м. суммируются в книге Э. Курта о Брукнере (1925): речь идет об автономном инструментальном произведении, во-первых, и о музыкальном воплощении высших духовных начал («абсолюта»), во-вторых. Социологизаторская критика понятия «А. м.» дана Г. Эйслером: «Преобладание музыки без слов, вульгарно называемой «абсолютной музыкой», разделение между музыкой и трудом, серьезной и легкой музыкой, между профессионалами и дилетантами типичны для музыки при капитализме». На самом деле речь идет о деструкции иерархического взгляда на музыкальное искусство, кульминацией которого в Новое время и стало понятие А. м. К концу XX в. неиерархичный взгляд возобладал если не в специальных науках о музыке, то в общественном сознании, и понятие А. м. практически сдано в архив, что, однако, не отменяет проблемы совпадения конкретного музыкального творчества с сущностной полнотой возможностей искусства звуков. Неактуальность данной проблемы в постмодернистской (см.: Постмодернизм, Постмодернизм в музыке) культурной ситуации равнозначна ее актуальности — как исторической «точки отсчета» для понимания современности.
Лит.:
Wagner R. Gesammelte Schriften und Dichtungen. Hrsg von W. Golther. Berlin. Leipzig (o/ J), Hanslick E. Vom Musikahsch-Schonen // Osterreichische Blatter fur Literatur und Kunst. Berlin, 1854; Русск. перевод: О музыкально-прекрасном. Опыт поверки музыкальной эстетики. M., 1895;
Hostinsky О. Das Musikalisch-Schone und das Gesammtkunstwerk vom Standpunkte der formalen Asthetik. Leipzig, 1877;
Busoni F. Entwurf einer neuen Asthetik der Tonkunst. Leipzig.,1907; Русск. перевод: Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПб., 1912;
Eisler H. Musik und Politik. Schriften 1934— 1948. Leipzig, 1973;
Propfinger K. Wagner und Bethoven. Regensburg, 1974;
Dahlhaus C. Die Idee der absoluten Musik. Kassel (u. a.), 1978.
T. Чередниченко

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Абсолютная музыка" в других словарях:

  • Абсолютная музыка — (нем. absolute Musik) в западноевропейской музыкальной эстетике XIX века  «чистая» инструментальная музыка, то есть такая, которая существует по специфическим имманентным законам «музыкально прекрасного» и не связана (по крайней мере,… …   Википедия

  • АБСОЛЮТНАЯ МУЗЫКА — (т.е. музыка сама по себе, без отношения к другим искусствам или к каким либо вне ее лежащим объектам представления) есть термин, сделавшийся в последнее время лозунгом большой партии в мире музыкантов и любителей музыки. А. м. противополагается… …   Музыкальный словарь Римана

  • Абсолютная музыка — термин, введенный австр. музыковедом и эстетиком Э. Гансликом для обозначения всех муз. явлений, противопоставляемых программной музыке и вокальным жанрам, связанным со словом (см. Вокальная музыка). Примеры А. М. жанры инструмент. музыки, не… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Абсолютная монархия во Франции — Королевство Франция Royaume de France 1492  1792 …   Википедия

  • ДРАМАТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — – музыка, соединенная со словом и живым сценическим действием; такую музыку не следует рассматривать односторонне, исключительно с точки зрения чисто музыкальной формы. Эстетический закон единства идеи требует от построений, относящихся к… …   Музыкальный словарь Римана

  • ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой – изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… …   Музыкальный словарь Римана

  • ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — в противоположность вокальной, есть музыка, исполняемая на инструментах. Пение, сопровождаемое инструментами, принято также относить к вокальной музыке; таким образом, под выражением и. м. понимается в обыденной речи музыка, в которой принимают… …   Музыкальный словарь Римана

  • Ступень (музыка) — Эту страницу предлагается объединить с До (нота), Ре (нота) …   Википедия

  • Транспозиция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Транспозиция. Транспозиция (от позднелат. transpositio  «перемещение») в музыке композиционный приём, суть которого в переносе части (отдела) музыкального сочинения на другую (по… …   Википедия

  • Вагнер, Рихард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вагнер. Рихард Вагнер Richard Wagner …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Абсолютная музыка» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.