- МЕТАЯЗЫК
- МЕТАЯЗЫК
-
язык описания, язык "второго порядка", при помощи которого описываются языки-объекты. Термин М. возник в математике и математической логике (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА), где в качестве М. выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы. Выгодность М. состоит в том, что он отличается от языка-объекта и выступает как более простой, однозначный и ясный (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ). Однако в гуманитарных науках, которые с трудом поддаются формализации, в качестве М. выступает тот же естественный язык, что создает определенные трудности. Мы говорим, изучаем объект - в истории, лингвистике, литературоведении, - пользуясь тем же языком, на котором история говорит в документах, язык - в речевых действиях, а литература - в своих текстах. Для того чтобы отличить М. от языка-объекта, он строится как терминологическая система. Чем строже эта система, тем научнее дисциплина, которая пользуется этой системой. Во всяком случае, так считалось всегда в ХХ в. до постструктурализма (см. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ) и постмодернизма, научных и философских парадигм, которые именно в расплывчатости и неясности М. видят адекватность изучаемому объекту. В нашем словаре рассмотрено несколько М. терминологических систем: М. математической логики, фонологии (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, ФОНОЛОГИЯ), основными единицами которого являются бинарные оппозиции дифференциальных признаков фонем: гласный - согласный, смычный - щелевой, губной - зубной и т. д. В М. структурной лингвистики (см. СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА) также важнейшую роль играют бинарные оппозиции: синтагматика - парадигматика, язык - речь, синхрония - диахрония. В генеративной поэтике (см. ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЭТИКА) элементами М. являются понятия темы и приемов выразительности, а также сами эти приемы выразительности -контраст, варьирование, совмещение и т. д. А вот мотивный анализ знает, по сути, лишь один термин - мотив, М. мотивного анализа не выделен - это является признаком того, что данное научное направление уже относится к парадигме постструктурализма. В принципе, на протяжении ХХ в. наблюдалась динамика понятия М. от жесткости к мягкости - не прямолинейно, конечно, но общая тенденция была именно такая. Вначале логические позитивисты провозгласили поиск идеального М. самой главной задачей философии, после этого Витгенштейн заметил, что говорить на идеальном языке - это все равно, что ходить по идеально гладкому льду. Однако после второй мировой войны в связи с идеями формализации знания на основе электронных систем, теории информации и кибернетики начался новый взлет жестких М. - появилась математическая лингвистика, семантика возможных миров, употреблявшие сложные системы М. Потом эти М. отошли в чисто технические разработки и вновь - на этот раз, покрайней мере на протяжении ХХ в., окончательно - пошла мода на мягкие расплывчатые М. Венцом этой тенденции стал, конечно, постмодернизм.
Словарь культуры XX века. В.П.Руднёв.
.