Метафизическая живопись

Метафизическая живопись
Метафизическая живопись
(ит. — pittura metafisica; франц. — peinture metaphysique) Камерное, но значимое направление в искусстве авангарда первой трети XX в. Его главным создателем, практиком и теоретиком был работавший в Париже итальянский художник Джорджо де Кирико. Основные метафизические картины были созданы им в период 1910-1919 гг. С 1917 г. к нему присоединились Карло Kappa и несколько позже Джорджо Моранди. В духе М.ж. создали ряд работ и некоторые другие итальянские художники того времени. М.ж. явилась своего рода реакцией на механистические и динамические направления в искусстве того времени, прежде всего — на футуризм. В отличие от большинства представителей «международной банды современных живописцев», по выражению Кирико, окружавшей его в Париже, он был глубинным созерцателем и мистиком в живописи. Истоки его искусства коренились на формальном уровне в классическом итальянском искусстве с его строгой линейной перспективой и любовью к изображению архитектуры; в произведениях Джотто, Мантеньи, Пьеро делла Франческо, Учелло и др. итальянцев XIV-XV вв. Именно у них уловили представители М.ж. и сам «метафизический» дух архитектурного пейзажа. Убрав из некоторых картин художников раннего Возрождения человеческие фигуры, мы можем ощутить нечто близкое к тому, что в концентрированном виде дает нам М.ж. В духовном плане существенное влияние на Кирико оказали философские идеи Ницше и Шопенгауэра, которыми он увлекался в период пребывания в Мюнхене (1906-1909) и не скрывал этого позже, и живопись поздних немецких романтиков и символистов, особенно такого мистика и визионера, как Арнольд Бёклин. Идея некоего направления М.ж. родилась у Кирико и Kappa в 1917г., когда они одновременно оказались в госпитале в Ферраре, а многие классические образцы М.ж. были уже созданы. Под влиянием Кирико существенно изменилось художественное мировидение Kappa, начинавшего свой путь в искусство в среде футуристов. В 1919г. Kappa издал свою книгу «Pitture metafisica», которая не понравилась Кирико, и пути главных представителей М.ж. разошлись. Определенный вклад в развитие теории и практики М.ж. внес брат Кирико поэт, музыкант и живописец Альберто Савиньо, а интересные образцы М.ж. в жанре натюрморта создал Моранди. «Мы знаем знаки метафизического алфавита, — писал Кирико, — мы знаем, какие радости и страдания заключены в арке ворот, в каком-нибудь уголке улицы, между стен комнаты или в пространстве ящика». И эти знания метафизикам удалось воплотить в своем творчестве. В отличие от импрессионистов (см.: Импрессионизм) и футуристов, их интересовали не внешние стороны видимой действительности, но глубинные, «загадочные» («Все в мире следует понимать как загадку», — писал Кирико), потусторонние, вечные аспекты бытия; не преходящий мир явлений, но — лежащий за ним некий сущностный (метафизический) уровень. Не следует забывать, утверждал Кирико, что картина должна быть отражением глубокого чувства и что глубокое означает странное, а странное является знаком мало известного или совсем неизвестного. Настоящее произведение искусства выше человеческих условностей и ограничений, оно вне человеческой логики и стоит на грани мечты и детской ментальности. Одно из самых сильных чувств, доставшихся нам в наследие от древности — это предчувствие, дар провидения, и истинный художник обладает этим чувством. Провиденческим, ирреально-пророческим духом иных пространственно-временных измерений дышат многие работы метафизического периода и самого Кирико, и его немногочисленных соратников. Именно этот дух в картинах Кирико одним из первых уловил Гийом Аполлинер и пришел в восторг от него. Портрет Аполлинера, сделанный Кирико, также оказался пророческим — в нем усматривают некие знаки предстоящей скорой гибели поэта. Из этого метафизического духа проистекает и одновременно создает его особая пластическая стилистика М.ж.: принципиальная статичность пейзажей — в основном городских, вернее — архитектурных, или неких абстрактных коробковых пространств. Отсутствие растительности, живых людей и животных, но — наличие неких объемных геометрических фигур посреди городских площадей и улиц, статуй (материал которых иногда колеблется в восприятии зрителя между камнем и живой плотью), гипсовых муляжей, безликих манекенов (один из пластических символов и инвариантов М.ж.), каких-то странных конструкций из этих манекенов и чертежных инструментов, превращающихся вдруг в средневековых рыцарей в латах. Физически ощущаемое отсутствие воздуха в этих пространствах, странное искусственное освещение, создающее резкие зловещие тени. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях. И картины метафизиков действительно напоминают какие-то странные, иные миры — то ли других планет, то ли фантастических сновидений. Атмосфера отчуждения, ирреальности или сверхреальности царит в работах М.ж., и этим они предвозвещают скорое появление сюрреализма, создатели которого почитали метафизиков за своих духовных отцов. «Метафизический живописец, — утверждал Кирико, — освящает реальность». Идеал такого живописца он усматривал в Д.Моранди, очень недолго остававшемся на платформе метафизиков, но создавшем ряд натюрмортов, ставших классическими образцами М.ж. «Он смотрит глазами верующего человека, — писал о нем Кирико, — и внутренняя сущность вещей, которые мертвы для нас, открывается ему ... своими вечными аспектами». Выявление этой «внутренней сущности вещей» и ее выражение в пластических формах живописи оказалось, однако, делом не простым даже для самих представителей этого направления, и в 20-е гг. все участники его отошли от него (самым последним Кирико), оставив в истории искусства удивительно яркую и таинственную страницу.
Лит.: Masciotta M. La pittura metafisica in litteratura. Milan, 1941;
Apollonio U. Pittura metafisica. Milan, 1945;
Carra M. Metaphysical Art. 1971.
Л.Б., В.Б.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Метафизическая живопись" в других словарях:

  • “Метафизическая живопись” — Метафизическая живопись . К. Карра. Мать и сын . 1917. Частное собрание. Милан. “МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ” (итальянское pittura metafisica), направление в итальянской живописи 2 й половины 1910 начале 1920 х гг. Мастера “Метафизической живописи”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ — (итал. pittura metafisica) направление, сложившееся в итальянском изо искусстве 1910 х гг. Противопоставила футуризму, технократически устремленному в будущее, принципы поэтической созерцательности и покоя, идею возврата к классическим ценностям …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ — (итал. pittura metafisica), направление, сложившееся в итальянском изобразительном искусстве 1910 х гг. Противопоставила футуризму (см. ФУТУРИЗМ), технократически устремленному в будущее, принципы поэтической созерцательности и покоя, идею… …   Энциклопедический словарь

  • МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ — (итальянское pittura metafisica), направление в итальянской живописи 2 й половины 1910 начале 1920 х гг. Мастера Метафизической живописи (Дж. Де Кирико, Дж. Моранди и др.), во многом следуя тенденциям неоклассицизма, в своих произведениях… …   Современная энциклопедия

  • Метафизическая живопись —         (итал. pittura metafisica), направление в итальянской живописи второй половины 1910 х начала 20 х гг. Мастера метафизической живописи (её основатель Дж. Де Кирико, К. Карра, Ф. Де Писис, М. Кампильи, Ф. Казорати, Дж. Моранди),… …   Художественная энциклопедия

  • Метафизическая живопись — Джордж …   Википедия

  • Метафизическая живопись — («Метафизическая живопись» )         направление в итальянской живописи 2 й половины 1910 х начала 1920 х гг. Мастера «М. ж.» (её основатель Дж. Де Кирико, К. Карра, Ф. Де Писис, М. Кампильи, Ф. Казорати, Дж. Моранди), группировавшиеся вокруг… …   Большая советская энциклопедия

  • «метафизическая живопись» — (итал. pittura metafisica), направление в итальянской живописи 2 й половины 1910 х  начала 1920 х гг. Мастера «метафизической живописи» (Дж. Де Кирико, К. Карра; Ф. Казорати, F. Casorati), во многом следуя принципам неоклассицизма, стремились… …   Энциклопедический словарь

  • Де Кирико Джорджо — (De Chirico) (1888 1978), итальянский живописец. Глава «метафизической школы» в живописи. В городских пейзажах передавал ощущение тревожной застылости мира, его отчуждённости от человека («Тревожащие музы», 1917). * * * ДЕ КИРИКО Джорджо ДЕ… …   Энциклопедический словарь

  • неоклассицизм — (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870 1880 х гг. немецкие «неоидеалисты»  живописцы… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»