- неоклассицизм
- неоклассици́зм(от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870—1880-х гг. немецкие «неоидеалисты» — живописцы X. фон Маре, А. Фейербах, скульптор А. фон Хильдебранд противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в XX в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910 — 1920-х гг. (Э. Лаченс) и США 1950 — 1960-х гг. (Э. Стоун, А. Stone), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм). Неоклассицизмом часто называют также классицизм XVIII — начала XIX вв., в отличие от классицизма XVII в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов XX в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчёркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов конца XIX — начала XX вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.* * *НЕОКЛАССИЦИЗМНЕОКЛАССИЦИ́ЗМ (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В 1870—80-х гг. немецкие «неоидеалисты» — живописцы Х. Маре (см. МАРЕ Ханс фон), А. Фейербах (см. ФЕЙЕРБАХ Ансельм (живописец)), скульптор А. Хильдебранд (см. ХИЛЬДЕБРАНД Адольф фон) — противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре (см. ПЕРРЕ Огюст) во Франции, П. Беренс (см. БЕРЕНС Петер) в Германии, И. В. Жолтовский (см. ЖОЛТОВСКИЙ Иван Владиславович), И. А. Фомин (см. ФОМИН Иван Александрович) в России; скульпторы А. Майоль (см. МАЙОЛЬ Аристид) во Франции, А. Т. Матвеев (см. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич) в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» (см. НОВАЯ ВЕЩЕСТВЕННОСТЬ) в Германии, «метафизическая живопись» (см. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ) в Италии выразили отчуждение мира от человека. С апологией действительности связан неоклассицизм в архитектуре Великобритании 1910—20-х гг. (Э. Лаченс (см. ЛАЧЕНС Эдвин) ) и США 1950—60-х гг. (Э. Стоун), в американской живописи 1930-х гг. (регионализм (см. РЕГИОНАЛИЗМ)). Неоклассицизмом часто называют также классицизм (см. КЛАССИЦИЗМ) 18 — нач. 19 вв., в отличие от классицизма 17 в. Литературный неоклассицизм («романская школа» французских поэтов 20 в.) характеризуется ориентацией на античную и классицистическую трагедию и лирику, подчеркнутыми благородством, строгостью и ясностью стиля, противопоставлявшимися как декадансу, так и реализму. Неоклассицизм в музыке, не представлявший целостного направления, был реакцией на усложнение языка и формы в музыке ряда композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. Он проявился в творчестве Ф. Бузони, А. Казеллы, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского. Воссоздание некоторых форм и стилистических черт старинной музыки сочетается в неоклассицизме с обновлением музыкального языка.
Энциклопедический словарь. 2009.