ЭФИОПИЯ

ЭФИОПИЯ

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, государство в Северо-Восточной Африке. В прошлом страну нередко называли Абиссинией. Эфиопия состоит из нескольких бывших полунезависимых областей-государств, крупнейшими из которых были Амхара, Годжам, Шоа и Тигре, а также из районов с населением, говорящим на языках оромо, гураге, сидамо, сомали, афар и тигринья. После провозглашения в мае 1993 независимости Эритреи Эфиопия оказалась отрезанной от моря. На севере страна граничит с Эритреей, на западе - с Суданом, на юге - с Кенией, на востоке - с Джибути и Сомали. Граница с Сомали до сих пор окончательно не демаркирована.
Эфиопия. Столица - Аддис-Абеба. Население - 62,1 млн. человек (1998). Плотность населения - 55 человек на 1 кв. км. Городское население - 20%, сельское - 80%. Площадь - 1,13 млн. кв. км. Самая высокая точка - гора Рас-Дашэн (4620 м), самая низкая - впадина Афар (116 м ниже у.м.). Основные языки - амхарский (официальный), оромо, тигринья. Основные религии - христианство монофизитского толка, ислам. Административно-территориальное деление - 9 штатов. Денежная единица: 1 бырр = 100 сантимам. Государственный гимн: Эфиопия, Эфиопия, шагай вперед.
Эфиопия. Столица - Аддис-Абеба. Население - 62,1 млн. человек (1998). Плотность населения - 55 человек на 1 кв. км. Городское население - 20%, сельское - 80%. Площадь - 1,13 млн. кв. км. Самая высокая точка - гора Рас-Дашэн (4620 м), самая низкая - впадина Афар (116 м ниже у.м.). Основные языки - амхарский (официальный), оромо, тигринья. Основные религии - христианство монофизитского толка, ислам. Административно-территориальное деление - 9 штатов. Денежная единица: 1 бырр = 100 сантимам. Государственный гимн: "Эфиопия, Эфиопия, шагай вперед".

Флаг Эфиопии
Флаг Эфиопии

На карте Африки
На карте Африки

ГОНДЭР - первая столица Эфиопии
ГОНДЭР - первая столица Эфиопии

ПРИРОДА
Рельеф. Эфиопия - наиболее высокогорная страна Африканского материка. Более половины ее территории расположено на абсолютных высотах, превышающих 1500 м, и составляет Эфиопское нагорье, простирающееся от района Тыграй на севере до района Гамо-Гофа на юге. В его пределах выделяют северо-западный, центральный и юго-западный районы. В северо-западном районе находятся вершины, превышающие 4000 м над у.м. Самые высокие из них - гора Рас-Дашэн (4620 м) и гора Тало (4413 м), расположенные соответственно к северо-востоку и востоку от оз. Тана. Кроме того, в рельефе выражены многочисленные столовые возвышенности-останцы, имеющие местное название "амба". Эфиопское нагорье на востоке резко обрывается к впадине Афар в виде уступа с абсолютными высотами 2100-2400 м. Западный борт Великой рифтовой зоны несколько понижается на юго-западе, где средние высоты достигают 1500-1800 м над у.м. Западные склоны нагорья более пологие, чем восточные, и ограничиваются на западе уступами высотой 1200-1500 м над у.м. Северо-западные части нагорья расчленены V-образными долинами, днища которых находятся на высоте ок. 600 м над у.м.
Горные хребты, окруженные обширными равнинами, - характерная особенность ландшафта юго-восточной части Эфиопского нагорья, где расположены административные районы Сидамо, Арси, Бале и Харэрге. Только восточный борт Великой рифтовой зоны является четкой границей этой территории, поскольку ее южный и восточный края находятся на территории соседних государств Кении и Сомали. Здесь встречаются еще более глубокие каньоны, чем на северо-западе нагорья. Уступы, окаймляющие Великую рифтовую зону, имеют абсолютные высоты от 1800 м на юго-западе до 1200 м на северо-востоке, а в центре превышают 2700 м, там находятся горы Чилало высотой более 3000 м.
Равнины, окружающие Эфиопское нагорье, составляют значительную часть территории страны и местами переходят в плато высотой до 1500 м над у.м. Однако отдельные котловины расположены ниже уровня моря. В пределах северо-восточной равнины, отчасти заходящей на территорию Эритреи и составляющей северную оконечность рифтовой зоны в Эфиопии, находится глубочайшая в Африке впадина Афар (116 м ниже у.м.). Иногда ее рассматривают как связующее звено между собственно африканской Великой рифтовой зоной и грабеном Красного моря. Равнины, образующие узкую полосу к западу от Эфиопского нагорья, простираются вдоль судано-эфиопской границы от района Гондэр на севере до района Иллубабор на юге. Обычно абсолютные высоты в этой полосе не превышают 1000 м.
Реки и озера. Поскольку в Эфиопии выпадает значительное количество осадков, реки полноводны, и воды хватает для орошения полей. В западной части Эфиопского нагорья поверхность имеет общий уклон к северо-западу, и большинство крупных рек там относится к обширному водосборному бассейну Нила. Самая большая из этих рек Аббай, в нижнем течении именуемая Голубым Нилом, берет начало в виде небольшой речушки Малый Аббай, которая впадает в оз. Тана, а выходя из него, постепенно превращается в полноводную реку. Значительными водными артериями являются также реки Тэкэзе на севере и Баро и Гило - на юге. Две последние принадлежат бассейну р.Собат, притока Белого Нила. Из крупных постоянных водотоков только две реки не имеют стока в бассейн Нила. Река Аваш выходит на области Данакиль и, не достигнув Аденского залива, заканчивается в озерах Гамарри, Барио и Аббе. Другая река - Омо - впадает в оз. Рудольф на границе с Кенией.
Поскольку на юго-востоке Эфиопского нагорья поверхность имеет общий уклон к юго-востоку, речной сток направлен в Индийский океан. Крупнейшие реки этой части страны - Уаби-Шэбэлле и притоки основной водной артерии западного Сомали р.Джуббы. Наряду с постоянными водотоками существуют также многочисленные короткие реки и ручьи, наполняющиеся водой лишь в сезон дождей, когда происходит размыв рыхлых отложений. Поскольку в такие периоды извилистые русла постоянных рек получают дополнительное питание, обширные территории бывают затоплены, и тонны плодородных почв смываются с нагорий и переотлагаются на нижележащих равнинах.
Для гидрографической сети Эфиопии характерно наличие озер в Великой рифтовой зоне. Они различаются по размерам - от 1300 кв. км (оз. Абая) до 150 кв. км (оз. Ауаса). Некоторые из них пресноводные, другие - соленые. Самое большое озеро страны - Тана площадью 3150 кв. км - не связано с рифтовой зоной и находится на северо-западе Эфиопского нагорья. Оно образовалось в тектонической котловине в результате подпруживания лавовых потоков.
Климат. Эфиопия расположена в экваториальной и субэкваториальной зонах, но благодаря тому, что большую часть ее территории занимает нагорье, климат там более умеренный и более влажный, чем в соседних странах, находящихся на тех же широтах. Несмотря на отсутствие многолетних точных наблюдений для всей страны, имеющиеся данные свидетельствуют, что в горных районах количество атмосферных осадков колеблется от 1000 мм на севере до 2000 мм на юго-западе, причем максимальное количество осадков выпадает в летние месяцы. В более низких районах юго-восточной части Эфиопского нагорья, находящихся в зоне влияния муссонов, в годовом ходе осадков четко различают два влажных периода, разделенных сухим летним сезоном. Среднее годовое количество осадков здесь составляет 500-750 мм. Как правило, равнинные районы страны получают менее 500 мм осадков в год, за исключением долины Баро на юго-западе, которая находится на пути летних ветров, приносящих влагу со стороны Атлантического океана. Среднее годовое количество осадков в наиболее аридных внутренних районах страны, включающих впадины Данакиль и Афар, не превышает 250 мм в год (в отдельные годы не более 50 мм).
Температуры воздуха зависят от высотного положения, которое вносит изменения в зональные климатические характеристики, но одновременно находятся в тесной связи с распределением атмосферных осадков. Так, например, в западных районах Эфиопского нагорья минимальные температуры приходятся на пасмурные и дождливые месяцы, тогда как максимальные, как правило, сопряжены с ясной солнечной погодой. Средняя температура влажного сезона 16° С, сухого - 21° С. Для Эфиопии не характерны резкие перепады температур. С уменьшением высоты температуры повышаются, и столбик термометра обычно поднимается в дождливый сезон до 27° С и в сухой - до 35° С. Рекордно высокая температура (49° С) была зарегистрирована во впадине Данакиль.
Флора и фауна. Наиболее увлажненным районам присущ самый густой растительный покров. На юго-западе Эфиопии в условиях сочетания обильных осадков и высоких температур имеются крупные массивы влажных тропических лесов с богатой и разнообразной флорой. В результате многовекового сельскохозяйственного использования земель леса на северо-западе Эфиопского нагорья были сведены. В 1900 леса покрывали 40% территории страны, а в начале 1990-х годов их площадь сократилась до 4%. Более 2/3 сохранившихся лесов сосредоточено в районах Уоллега, Иллубабор и Кэфа, остальная часть находится в районах Арси, Бале, Сидамо и Гамо-Гофа. Вместе с тем в условиях значительного роста численности населения страны приходится отводить все больше лесных угодий под пашни и строительство новых поселений. На внутренних равнинах с жарким климатом и малым количеством осадков распространена разреженная травянистая растительность, а на юге и юго-востоке страны, в областях Борэна и Огаден, - акациевые саванны.
Фауна меняется в зависимости от характера растительности. Сведение лесов и браконьерство привели к значительному сокращению обилия и видового разнообразия диких животных. Кое-где еще встречаются львы, леопарды, гепарды и слоны; повсеместно обитают шакалы, гиены и лисицы. В небольших количествах в Эфиопии сохранились бегемоты, носороги, жирафы, зебры, антилопы, обезьяны, в т.ч. бабуины, и крокодилы. В отдаленных северо-западных и северо-восточных горных районах водятся некоторые редкие виды животных, например эфиопский козел и антилопа-ньяла.
НАСЕЛЕНИЕ
Размещение населения и этногенез. Христиане амхара и тиграи, в прошлом игравшие доминирующую роль в истории страны, говорят на семитских языках, в основе которых лежит древнеэфиопский язык, или гыыз, который по сей день используется в церковных богослужениях. Вероятно, семитские народы через Красное море переселились в Эфиопию из центров цивилизации в плодородной юго-западной Аравии (т.н. "Счастливой Аравии"). В Африке пришельцы-семиты подчинили себе местное хамитоязычное население, а затем постепенно слились с ним.
Амхара и тиграи, составляющие соответственно треть и десятую часть населения Эфиопии, населяют северо-западные горные и возвышенные районы, расположенные главным образом севернее 10° с.ш. и к западу от 40° в.д. Они живут также на территории центрального административного района Шоа вплоть до широты Аддис-Абебы на юге. Амхарский язык распространен на большей, южной части Эфиопского нагорья, а язык тигринья - в северной его части.
К хамитоязычным народам относятся оромо (вплоть до недавнего времени их называли галла), сомали, афары (или данакиль), сидамо и другие более мелкие этнические группы. Оромо, самая многочисленная хамитоязычная группа, составляет примерно 40% населения Эфиопии. Отдельные группы оромо различаются по уровню экономического развития, общественной и политической организации и вероисповеданию. В далеком прошлом это были кочевники, обитавшие на равнинах с жарким климатом на юго-востоке страны. В 16 в. оромо вторглись во многие районы Эфиопского нагорья, вытеснив оттуда христиан-амхара и мусульманское население восточных провинций. Позднее многие оромо приняли ислам, несколько меньшая часть обратилась в христианство, однако остается немало приверженцев традиционных верований. Значительная часть оромо-христиан добилась высоких постов на государственной службе. Оромо составляют большинство населения на восточной окраине Эфиопского нагорья, обширном плато в районе Уолло, в районах Уоллега и Кэфа на юго-западе и в Харэрге на юго-востоке. На юге оромо-скотоводы рассредоточены на аридных склонах Эфиопского нагорья.
Другая хамитоязычная группа, сомали, населяет жаркие и сухие восточные и юго-восточные районы Эфиопии. Эти скотоводы-кочевники, исповедующее ислам, составляют единую этническую группу с населением пограничных с Эфиопией областей Сомали, Джибути и Кении.
Родственные им афары (данакиль), по вероисповеданию мусульмане-сунниты, живут на полупустынных равнинах северо-восточной Эфиопии и в северных районах Джибути. Культурный центр и резиденция султана афаров находятся во впадине Афар, там, где р.Аваш вливается в систему озер Гамарра, Барио и Аббе.
Народы, говорящие на языках группы сидамо, живут в южных районах в долине р.Омо и вокруг бессточных озер на юге Великой рифтовой зоны в пределах Эфиопии. Оставаясь изолированными от амхара в результате вторжения оромо, эти народы развивались самостоятельно до тех пор, пока в конце 19 в. не были покорены императором Менеликом II и их земли не вошли в состав Эфиопского государства. На протяжении двух предшествующих веков они сумели создать несколько небольших государств, наиболее развитым из которых была Кэфа.
Гураге, говорящие на семитском языке, близком к амхарскому и гыызу, образуют как бы связующее звено между оромо и сидамо, живущими к югу от них, и амхара, живущими севернее. Они занимаются примитивным земледелием и пастбищным скотоводством, и вплоть до конца 19 в. лишь часть их территории входила в состав Эфиопии.
Многочисленные негроидные племена обитают на западе и юге страны, от южной границы района Гондэр до оз. Рудольф, в холмистых районах, простирающихся от западной окраины Эфиопского нагорья до знойных равнин Судана. В прошлом их, как оромо и гураге, часто продавали в рабство. Много невольников из этих местностей было вывезено в Аравию, Египет и Судан.
Демографические данные. По данным переписи 1984, в Эфиопии проживали 41 млн. человек, а в 1998 численность населения возросла до 62,1 млн. человек. По оценке ООН, в 1995-2000 среднегодовой прирост населения составлял 3,2%. В 1996 ок. 46% жителей страны были моложе 14 лет. Плотность населения неравномерна. Наиболее густо заселены районы Эфиопского нагорья с мягким климатом, плодородными почвами и обильными осадками, тогда как аридные равнины на востоке страны редко заселены.
При отсутствии точных статистических данных предположительно ок. 40% эфиопов исповедует христианство, 45% - ислам, остальные - иудаисты, индуисты и др. Традиционно подавляющая часть государственных чиновников назначалась из христиан, хотя в истории страны были и министры-мусульмане.
В городах проживает относительно небольшая часть населения. В 1994 в Аддис-Абебе, столице и крупнейшем городе страны, насчитывалось 2,1 млн. жителей - почти треть городского населения Эфиопии. Аддис-Абеба - город общеафриканского значения, поскольку там находятся резиденции Организации африканского единства (OAE) и Экономической комиссии ООН для Африки. Среди других городов, численность населения которых по данным переписи 1994, превышала 50 тыс. человек, выделяются (в тыс. человек): Дыре-Дауа (164,8), Назрет (127,8), Гондэр (112,2), Дэссе (97,3), Харэр (131,1), Мэкэле (96,9), Джимма (88,9), Бахр-Дар (96,1), Акаки (54,1) и Дэбрэ-Зэйт (Бишофту) (51,1).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
На протяжении многих веков Эфиопия была феодальной монархией. Ее последний император Хайле Селассие I (1892-1975) в период с 1930 по 1974 сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Выступление армии в начале 1974 привело к отставке правительства, а в сентябре 1974 Хайле Селассие был низложен. Страну возглавила армейская группировка, учредившая Временный военный административный совет, или Дэрг. Новое руководство объявило о намерении создать однопартийную систему и передать под контроль государства собственность, "необходимую для экономического развития". В 1975 декретом правительства была упразднена монархия. В 1977, после чисток в военном руководстве страну возглавил подполковник Мэнгысту Хайле Мариам.
Мэнгысту удерживал власть вплоть до разгрома правительственных войск вооруженными отрядами оппозиции в 1991. Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ) установил контроль над всей территорией Эритреи. В мае 1991 отряды Революционно-демократического фронта народов Эфиопии (РДФНЭ) заняли Аддис-Абебу. По решению РДФНЭ было создано Переходное правительство, а временным президентом Эфиопии стал руководитель тыграйских повстанцев Мэлес Зенави.
Период монархии. Высшей властью в Эфиопии обладал император, или ныгусэ-нэгэст (царь царей). Легенда о прямом происхождении императора от царя Соломона и царицы Савской способствовала сохранению доминирующей роли монархии в стране. Власть на местах принадлежала губернаторам, которые назначались и смещались по желанию монарха.
Губернатор не получал жалованья и военной помощи от императора. Он содержал собственную армию и осуществлял все назначения в административный аппарат своей провинции, ежегодно отправляя в центр часть собранных налогов. Особенно высокие налоги и подати взимались с преимущественно оромского населения области Огаден, захваченной в конце 19 в. амхарскими и тыграйскими воинами императора Менелика II. Большая часть самых плодородных земель была распределена среди завоевателей. Местное население было вынуждено, помимо налогов, выплачивать арендную плату новым землевладельцам.
Поскольку сложившуюся на севере систему феодального управления нельзя было механически перенести в южные области, где жило враждебно настроенное население с другим общественным укладом, процесс политического реформирования на юге был ускорен в первой половине 20 в. при императоре Хайле Селассие I. Став в 1916 регентом, он превратился в ключевую фигуру эфиопской политики. В 1928 Хайле Селассие стал негусом, а в 1930 был возведен на императорский престол. В стране были учреждены сенат, члены которого назначались из числа знати (членов императорского рода, министров, судей и военачальников), а также палата депутатов, отбор в которую осуществляли знать и местные вожди "до тех пор, пока население не сможет самостоятельно избирать своих представителей". Этот двухпалатный парламент являлся преимущественно совещательным органом, а также служил каналом информации, поступавшей сверху от правительства в адрес местной знати. В 1955, спустя 25 лет после коронации, император ввел в действие новую конституцию. Облеченная в современные формулировки, она ничего не меняла в системе государственного управления, и до 1974 страна оставалась абсолютной монархией, подданные которой были лишены основных политических и гражданских прав. В 20 в. Эфиопия оставалась уникальной страной, где отсутствовала политическая жизнь в ее современных проявлениях: не было политических партий, негосударственной прессы, местного самоуправления.
Важным новшеством стало создание кабинета министров. Система новых министерств создавалась в соответствии с приложением к императорскому указу от 1943. В 1967 в Эфиопии функционировали 18 министерств. Все министры, включая премьер-министра, назначались императором. В период после Второй мировой войны быстро развивалась система современного образования. В учебных заведениях готовились квалифицированные кадры для управленческого аппарата и модернизированных вооруженных сил.
Революционный режим. После Второй мировой войны со стороны недовольных этнических групп и различных слоев общества усилилась критика монархического режима. Сомали, населявшие юго-восточную область Огаден, оказывали сопротивление эфиопским властям, и с 1960 эту борьбу стала поддерживать молодая независимая Республика Сомали.
Сходная угроза возникла и на севере страны в Эритрее. После ликвидации там итальянского колониального режима в 1941 Эритрея на 10 лет попала под управление британской военной администрации, а затем в качестве самоуправляемой единицы вошла в состав федерации с Эфиопией. В 1962 император ликвидировал федерацию, превратив Эритрею в одну из эфиопских провинций. В том же году сформировалось национально-освободительное движение, развернувшее вооруженную борьбу за независимость Эритреи.
Социально-экономические перемены привели к появлению в Эфиопии новых группировок, недовольных политикой монархического режима. Образованная часть общества отвергала политическую вседозволенность императора и его окружения и выступала с резкой критикой медленных темпов развития Эфиопии, которая по уровню жизни населения занимала одно из последних мест в мире. Среди крестьян южных областей росло сопротивление эксплуатации со стороны помещиков-землевладельцев. Лишенный какой-либо юридической защиты и социального обеспечения, немногочисленный городской пролетариат трудился на предприятиях, которые принадлежали иностранцам и управлялись ими. Многочисленное мусульманское население было недовольно тем, что ислам не был официально признан в качестве одной из государственных религий и что мусульмане редко назначались на высокие государственные посты.
Недовольство зрело годами. Внутриполитическая обстановка в стране резко обострилась в 1974 на фоне роста инфляции и безработицы вкупе с ужасающим голодом, который в 1972-1974 унес жизни ок. 200 тыс. человек. Правительство оказалось не в состоянии предотвратить катастрофу: заботясь прежде всего о собственной репутации, оно любыми способами пыталось скрыть от внешнего мира сам факт голода, бросив умирающих от голода людей на произвол судьбы. В воинских частях, измотанных многолетними безрезультатными боевыми действиями в Огадене и Эритрее, вспыхнуло восстание. Утратив поддержку армии, императорский режим рухнул, не оказав сопротивления. 12 сентября 1974 Хайле Селассие был низложен, взят под арест и скончался 27 августа 1975. Власть в стране перешла к Временному военному административному совету (ВВАС), или Дэргу.
Этот совет первоначально состоял из 120 военнослужащих в звании от рядового до майора. В 1974 и 1977 Дэрг подвергся чисткам, в результате чего его значительно поредевший состав возглавил Мэнгысту Хайле Мариам.
Военное руководство приступило к реализации революционной социалистической программы, которая радикальным образом трансформировала эфиопское общество. Национализация промышленных предприятий, банков, финансовых и страховых компаний и других секторов экономики привела к ликвидации частного капитала. Национализация и перераспределение земли в сельской местности подорвали экономическое положение старой аристократии. Национализация земли и доходных домов в городах лишила их бывших владельцев возможности обогащаться за счет арендной платы. Военное руководство развернуло общенациональную кампанию по пропаганде идей "эфиопского социализма" и соответствующим образом изменило программы обучения в государственных школах (после национализации частных школ в стране остались только государственные).
В наследство от прежнего режима военным досталась проблема эритрейцев и сомалийцев, которые усилили борьбу за независимость. За оружие взялись представители и других национальностей, так что по крайней мере пять освободительных фронтов, созданных на этнической основе, выступили против центрального правительства. В результате военный режим был втянут в боевые действия на всей территории страны. Кроме того, нежелание военного руководства разделить власть с гражданскими политиками привело к возникновению подпольных оппозиционных движений. Режим Мэнгысту уничтожил тысячи своих противников, многие из них были вынуждены бежать из страны.
Вооруженные силы. По давней традиции большую часть эфиопской армии составляли провинциальные формирования, содержавшиеся губернаторами. Для укрепления своего положения и координации действий провинциальных армий император стремился иметь под своим началом собственную сильную армию. После реставрации императорского режима в 1941 Хайле Селассие создал армию, которая обеспечила ему неоспоримое превосходство над потенциальными соперниками. Это позволило императору осуществить ряд успешных реформ, направленных на значительное ограничение власти губернаторов. Ядром новых вооруженных сил стала регулярная армия, подготовленная англичанами по соглашению с Эфиопией 1942. Кроме того, император создал личную гвардию по французскому образцу, которую возглавил шведский генерал Э.Вирьин.
В начале 1950-х годов США стали главным союзником и основным источником финансовой помощи Эфиопии. В обмен на военную помощь, позволившую сформировать армию численностью в 60 тыс. человек, США получили право на создание вблизи главного города Эритреи Асмэры крупной военно-воздушной базы Кагнью. Эфиопская армия оснащалась американским оружием, а многие ее офицеры, в их числе подполковник Мэнгысту, прошли курс военной подготовки в США. В 1960 преданные режиму воинские подразделения решительно подавили попытку свержения Хайле Селассие, которую возглавили офицеры императорской гвардии. Однако затянувшаяся на долгие годы бесперспективная война с партизанскими отрядами в Эритрее и Огадене подорвала боевой дух рядовых военнослужащих, условия жизни которых ухудшились. Младший офицерский состав, выпускники военной академии в Харэре, разделяли недовольство эфиопской интеллигенции авторитарной политической системой. В 1974 рядовые военнослужащие и младшие офицеры объединились для свержения монархического режима.
Радикализм новой власти и национализация американских инвестиций без компенсации вынудили США прекратить оказание военной и экономической помощи Эфиопии. Столкнувшись с одновременным наступлением сепаратистов в Эритрее и Огадене и ростом внутриполитической нестабильности на всей территории Эфиопии, Мэнгысту обратился за помощью к СССР и его союзникам. В 1977-1978 СССР направил в Эфиопию крупные партии оружия, а также прислал военных советников и технический персонал. С Кубы прибыла тактическая боевая группа численностью в несколько тысяч человек, различная помощь поступила из других стран социалистического лагеря. Все эти меры позволили военному режиму отразить полномасштабное наступление сомалийской армии в 1978 и восстановить контроль над всеми крупными городами Эритреи. Успехи на фронтах позволили Мэнгысту укрепить свое положение путем ликвидации основных группировок гражданской оппозиции и значительного увеличения численности вооруженных сил. Тем не менее на протяжении 1980-х годов эритрейские повстанцы неуклонно наращивали свою боевую мощь, а поначалу незначительные выступления против военного режима в провинции Тыграй переросли в полномасштабную гражданскую войну. К середине 1990 Эфиопия фактически утратила Эритрею, а военные успехи тыграйцев привели к свержению Мэнгысту в 1991.
Политические организации. Хотя созданный в 1974 Дэрг неоднократно заявлял (особенно после начала поступления крупномасштабной военной помощи из СССР и с Кубы в 1977), что осуществляет социалистические преобразования, на самом деле он был далек от марксистской идеологии. В 1979 была сформирована Комиссия по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ). Председателем Комиссии стал Мэнгысту, а другие члены Дэрга вошли в состав ее руководящих органов. По указанию и под контролем военных были созданы ассоциации, объединяющие в своих рядах крестьян, рабочих, горожан, женщин и молодежь. В сентябре 1984 КОПТЭ объявила о создании в стране марксистско-ленинской партии, получившей название Рабочая партия Эфиопии (РПЭ). Генеральным секретарем партии стал Мэнгысту. По официальным данным, в 1989 ее численность достигла 50 тыс. человек.
Дэрг беспощадно боролся с любой оппозицией, однако постепенно инициатива в стране стала переходить к вооруженным формированиям, созданным эритрейцами, тыграйцами, оромо и сомалийцами. Наиболее мощными повстанческими движениями были не скрывавшие своей приверженности марксизму Народный фронт освобождения Эритреи (НФОЭ), стремившийся добиться независимости Эритреи, и Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ), способствовавший свержению Дэрга. Первоначально идеологией НФОТ был маоизм, но с начала 1990-х годов он выступил за плюрализм и парламентскую демократию. В 1989 по инициативе НФОТ был создан Революционно-демократический фронт народов Эфиопии (РДФНЭ), в состав которого вместе с тыграйцами вошли более мелкие вооруженные группировки, созданные на этнической основе, - такие, как Фронт освобождения оромо, пользовавшийся поддержкой населения юго-западных районов страны. В мае 1991, когда вооруженные отряды РДФНЭ приблизились к Аддис-Абебе, Мэнгысту бежал из страны. РДФНЭ взял под контроль столицу и назначил лидера НФОТ Мэлеса Зенави временным президентом. К этому времени НФОЭ контролировал всю территорию Эритреи, и РДФНЭ пришлось признать ее независимость.
Церковь. Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая по значимости лишь власти императора и армии. Пользуясь огромным влиянием, сравнимым лишь с авторитетом католической церкви в средневековой Европе, Эфиопская церковь консолидировала общество. Объединяющей роли церкви способствовали не только общая вера, но и особенности церковной иерархии. На самой вершине находился абуна (митрополит), единственный в стране епископ, которого назначал патриарх Коптской православной церкви в Александрии. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна. Сам император часто проявлял интерес к делам церкви.
В политической жизни церковь была мощной консервативной силой, что было вполне объяснимо, учитывая, что содержание ее многочисленного клира зависело от сохранения крупной церковной собственности. В 1990 в стране насчитывалось 20 тыс. церквей и монастырей, их прихожанами являлись примерно 45% населения. Даже небольшая община порой имела более одной церкви, в каждой из которых проводили службу три священника и несколько юношей-диаконов. При кафедральном соборе могло состоять несколько сотен священнослужителей.
Одним из результатов роста национального самосознания эфиопов стало стремление ослабить зависимость своей церкви от александрийского патриарха. В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа. В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна-эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.
С приходом в 1974 к власти военного руководства для церкви настали тяжелые времена. Национализация земли лишила духовенство обширных земельных владений, которые церковь собирала веками. Церковь утратила финансовую поддержку государства, а ее содержание стало уделом самого духовенства. В 1976 действующий абуна был обвинен в коррупции и лишен своего поста, а его место занял неизвестный монах, угодный властям. Христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.
Внешняя политика. Распространение ислама отрезало от внешнего мира и без того труднодоступное Эфиопское нагорье. Изоляции способствовали колониальный раздел Африки между европейскими державами в конце 19 в., создавший угрозу независимости Эфиопии. За исключением Либерии, созданной усилиями США, Эфиопия оставалась единственным независимым государством в Африке к югу от Сахары. Угроза иностранного вторжения полностью подтвердилась, когда Эфиопия стала объектом итальянской агрессии. В 1896 в битве при Адуа страна сумела отстоять свою независимость. Наступившая передышка дала возможность модернизировать страну и завершить территориальную экспансию в южном направлении. Однако угроза расчленения страны продолжала существовать. Например, в 1906 было подписано тройственное соглашение между Великобританией, Францией и Италией, в котором эти державы, обеспокоенные ухудшением состояния здоровья Менелика II и опасностью междоусобной войны, выразили намерение уважать территориальную целостность Эфиопии, но в случае ее развала заявили о взаимном уважении интересов каждой из сторон в этом регионе. Сферой интересов Франции была французская железная дорога из Джибути, Великобритании (в лице Египта) - установление контроля над оз. Тана и Голубым Нилом, Италии - строительство железной дороги через территорию Эфиопии, которая связала бы две итальянские колонии на побережье. В 1925 Великобритания признала сферу влияния Италии в Эфиопии и обещала поддержать идею сооружения железной дороги от Эритреи в Итальянское Сомали. Италия обещала поддержать британский проект строительства плотины на оз. Тана. После того как Эфиопия выступила с протестом против обоих соглашений, западные дипломаты заверили ее правительство в том, что соглашения не содержат угрозы для суверенитета и территориальной целостности страны. В 1919, чтобы обезопасить свою независимость, Эфиопия обратилась с просьбой о принятии страны в Лигу наций и в 1923 стала членом этой организации. Когда в 1935 Италия начала завоевание Эфиопии, даже историческое личное обращение находившегося тогда в изгнании императора Хайле Селассие к Лиге наций не убедило ее членов в необходимости принятия эффективных мер против Италии.
После восстановления монархического режима с помощью британского оружия в 1941 наступил недолгий период тесного британско-эфиопского сотрудничества. В 1945 Эфиопия стала членом ООН.
В первые послевоенные годы главной целью эфиопской внешней политики было предотвращение передачи Италии ее бывших колоний Эритреи и Сомали и возвращение этих территорий Эфиопии. Великобритания и США предоставляли Эфиопии военную и экономическую помощь, и во время войны в Корее эфиопский воинский контингент вместе с американскими частями сражался там под флагом ООН. В 1952 Эритрея была объединена с Эфиопией в рамках федерации, а с 1962 стала провинцией Эфиопии. В ходе многолетней национально-освободительной борьбы в 1991 Эритрея одержала победу и обрела независимость.
С середины 1950-х годов Эфиопия начала устанавливать контакты с другими странами Африки. В 1955 она приняла участие в Конференции стран Азии и Африки в Бандунге, а в 1958 - в Конференции независимых государств Африки в Аккре. На последней конференции представитель Эфиопии заявил о предоставлении его страной 200 стипендий Хайле Селассие африканцам для обучения в Эфиопии. В 1958 в Аддис-Абебе была размещена штаб-квартира Экономической африканской комиссии ООН, в 1960 там проходила вторая Конференция независимых государств Африки, а в 1962 - заседание Панафриканского освободительного движения Восточной, Центральной и Южной Африки. В мае 1963 в Аддис-Абебе была создана Организация африканского единства (ОАЕ), и с тех пор там размещена ее штаб-квартира.
Во время правления Хайле Селассие Эфиопия поддерживала тесные политические и экономические связи с США, хотя император не хотел зависеть от одной великой державы и старался получать помощь от возможно большего числа стран. Американская помощь направлялась главным образом на развитие народного образования, здравоохранения и сельского хозяйства, а также использовалась для финансирования таких проектов, как строительство сельскохозяйственных учебных заведений и опытных станций, педагогических институтов и медицинских консультационных центров. С приходом к власти военного руководства в 1974 отношения между Эфиопией и США ухудшились, а в 1977 большая часть организаций, связанных с участием американцев, была распущена в приказном порядке.
После 1977 эфиопское руководство пошло на сближение со странами советского блока, откуда поступала значительная военная и менее значительная экономическая помощь. Между Эфиопией и СССР были заключены несколько соглашений, военное руководство оказывало поддержку советским внешнеполитическим акциям.
См. далее
ЭФИОПИЯ. ЭКОНОМИКА
ЭФИОПИЯ. ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Моретт Ф. Экваториальная, Восточная и Южная Африка. М., 1951 Гальперин Г.Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. М., 1976 Современная Эфиопия. Справочник. М., 1988 Цыпкин Г.В., Ягья В.С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М., 1989

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ЭФИОПИЯ" в других словарях:

  • Эфиопия — 1) Народная Демократическая Республика Эфиопия, гос во в Вост. Африке. Название Эфиопия от ее др. греч. наименования Айтопия, образованного от этнонима айтопи обожженолицые , т. е. имеющие смуглое лицо. См. также Уэби Шабелле. 2) Африка… …   Географическая энциклопедия

  • ЭФИОПИЯ — ЭФИОПИЯ, Социалистическая Эфиопия, гос во в Вост. Африке. Пл. 1,2 млн. км2. Нас. 42 млн. ч. (1984, перепись). Столица Аддис Абеба (1408 т. ж., 1982). Э. агр. страна. В ходе начавшейся в февр. 1974 антимонархич., антифеод., антиимпериалистич.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • ЭФИОПИЯ — государство на северо востоке Африки. 1,1 млн. км². население 52 млн. человек (1993), главным образом народы амхара (ок. 40% населения), оромо (св. 40%), тиграи и другие (более 100 народов). Городское население 12,3% (1993). Официальный язык… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Эфиопия —         Социалистическая Эфиопия, государство в северо восточной Африке. В многоликом древнем искусстве Эфиопии сочетаются традиции африканской культуры, наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных… …   Художественная энциклопедия

  • ЭФИОПИЯ — Территория 221,9 тыс.кв.км, население 48 млн.человек (1990). Это аграрная страна. На сельское хозяйство приходится 2/3 валового внутреннего дохода. Эфиопия экспортирует кофе, масличные культуры, кожи. Основные продовольственные культуры зерновые …   Мировое овцеводство

  • Эфиопия —         Hародная Демократическая Pеспублика Эфиопия, гос во в Bост. Aфрике. Пл. ок. 1221,9 тыс. км2. Hac. ок. 37 млн. чел. (1988). Cтолица Aддис Aбеба. Aдм. терр. деление 24 адм. территории и 5 авт. территорий. Oфиц. язык амхарский. Ден. единица… …   Геологическая энциклопедия

  • эфиопия — Абиссиния, Зулуссия Словарь русских синонимов. эфиопия сущ., кол во синонимов: 3 • абиссиния (2) • …   Словарь синонимов

  • Эфиопия — государство в Восточной Африке. Площадь 1,2 млн. км2. Население 52,8 млн. чел. Столица Аддис Абеба …   Исторический словарь

  • Эфиопия — см. Куш …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Эфиопия — (Aethiopia, Αίθιοπία). Страна в Африке, к югу от Египта. Одно время страна эта была так могущественна, что Египет управлялся эфиопскими царями. Римляне при Августе под начальством Петрония покорили Нубийское царство, управляемое в то время… …   Энциклопедия мифологии

  • Эфиопия — (Ethiopia) (прежнее назв. Абиссиния), страна на С. В. Африки. Ко 2 в. н.э. Аксумское царство (Аксум) вело оживленную торговлю золотом, слоновой костью и ладаном с Египтом, Сирией, Аравией и Индией, чеканило золотую монету. В 4 в. гос. религией… …   Всемирная история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»